Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Последний подарок

, , 2005

Медленный поезд энергореформы пересек экватор, когда стало очевидно: пора ускорять движение

Майская авария в Москве показала, где находится наша энергетика. Вновь, как несколько лет назад, когда дискутировались пути модернизации отрасли, загудел встревоженный улей как критиков, так и сторонников реформы. Одни утверждают: мы получили "последний подарок" от советской структуры, чтобы все хорошо уяснили, от чего нужно быстрей уходить, чем грозит промедление с реформами - через восемь-десять лет в энергосистеме посыплется все. Другие говорят: авария - это и есть первые плоды деятельности реформаторов, приступивших к раздроблению на бизнесы мощной централизованной энергосистемы страны, и вообще Чубайс, конечно, отчаянный менеджер, но не энергетик и не может оценить технологические риски.

Между тем раздоры - надо реформировать энергетику или не надо - сейчас нужны стране меньше всего. Времени на них нет. Зависание в процессе перехода чревато осложнениями. Следом за взорвавшимся трансформатором Мосэнерго нас на просторах отечества поджидают взбесившиеся водоканалы и одуревшие от старости теплотрассы.

Совсем плохо, если вместо того, чтобы быстрее двигаться вперед, нас будут отвлекать на ложные цели: искать персональных виноватых, определять им меры наказания, как будто в этом суть проблемы. Одни скажут, что во всем виноват Чубайс, другие обвинят Лужкова, третьи - Лужкова и Чубайса вместе взятых, поссорившихся когда-то из-за того, чьим будет Мосэнерго. Истинные цели между тем очевидны - стране нужен конструктивный ответ на вопрос, как решать глобальную, перезревшую проблему финансирования модернизации инфраструктурных отраслей.

В энергетике эта проблема собственными средствами не решается, они недостаточны, как и госинвестиции. А стороннему бизнесу заниматься системным инвестированием в основные мощности и сети невыгодно: правительство до сих пор не пошло на приватизацию генерации и, видимо, протянет с этим до конца политического цикла. К тому же недавно оно постановило, что иностранный капитал не получит блокирующих пакетов акций в стратегически важных компаниях. В такой ситуации отодвигать грозящие техногенные катастрофы в энергетике скорее всего начнут на деньги потребителей, увеличивая инвестиционные компоненты в тарифах. По аналогии с ЖКХ. И не глядя на то, что перекладывание 100% оплаты коммунальных услуг на плечи населения эффект имело нулевой.

По мнению специалистов АО "Свердловэнерго" (отныне под этим брэндом действует распределительная сетевая компания в Свердловской области), авария обнажила два факта. Первый: большая российская энергетика недофинансирована с точки зрения реконструкции, модернизации и развития, и это одна из главных причин случившегося. Второй: реформу надо продолжать без промедлений, проанализировав и устранив при этом ряд ошибок. Например, полагает первый заместитель генерального директора Геннадий Никитин, нужно усилить внимание к технологической составляющей реформы, которая пока на втором плане. Не учтено важное обстоятельство: оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергосистемы должно быть организационно связано с большим комплексом вопросов управления, состоянием электрических установок (генерация, передача и потребление электроэнергии). Разрыв, несогласованность действий приведут к системным авариям.

Медленный поезд реформы преодолел половину пути, когда стало очевидно: пора ускорять движение. На недавней конференции, названной "РАО "ЕЭС России" - открытая компания", заявлено: коренное преобразование российской электроэнергетики должно завершиться через два года с небольшим. По оценке председателя совета директоров РАО "ЕЭС России" Александра Волошина, из всего пакета правительственных реформ именно энергетическая наиболее глубоко проработана и последовательно воплощается. В РАО утверждают: все идет по плану. Хотя вплоть до конца прошлого года власть всерьез обсуждала, а нужна ли реформа вообще. Наконец, в декабре правительство Михаила Фрадкова определилось. Ничего сенсационного не произошло: расставлены некоторые акценты, принято решение об обособлении гидрогенерации в отдельную оптовую генерирующую компанию. Но как раз определенность и была принципиально важна.

Тарифы ниже инфляции

Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс назвал 2004 год ключевым. Энергетики получили веский аргумент в защиту реформы: впервые за все время существования РАО удалось обеспечить торможение роста тарифов до официального уровня инфляции и ниже - 11,4% против 11,7%. Эта тенденция сохранится. В текущем году, например, тарифы вырастут на 9,2%, инфляция - минимум на 10%, в 2006 году запланировано 7,8% против 8%. Поскольку правительству явно не удается удерживать инфляцию в намеченных рамках, разрыв может оказаться еще больше.

Перелом тенденции - результат перехода с начала 2004 года на трехлетний принцип формирования энерготарифов. Суть его в том, что тариф устанавливается сразу на трехлетний период, причем динамика его роста рассчитана по годам, что позволяет четко планировать работу. Для каждого субъекта определены верхняя и нижняя планки энерготарифа с тем, однако, расчетом, чтобы темпы роста среднего тарифа по стране были ниже инфляции.

Энергетики убеждены: сами они реформируют систему именно с той целью, чтобы в итоге появились предпосылки к либерализации цен на электроэнергию

Трехлетний цикл позволил РАО уйти от работы в авральном режиме и начать строить энергохозяйство как бизнес. Предшествующая модель формирования тарифов не устраивала ни энергетиков, ни потребителей. В тарифы, устанавливаемые федеральной и региональными энергокомиссиями (ФЭК и РЭК) ежегодно, закладывались затраты энергетиков плюс небольшая прибыль. При этом энергетики были заинтересованы в раздутой затратной части - для финансового маневра. Стимул снижать затраты отсутствовал. Но и реально обеспеченная энергетиками экономия не шла им на пользу: РЭК механически вычитал размер экономии из тарифа на будущий год, что лишало снижение издержек всякого смысла.

Теперь РАО начало выстраивать модель бизнес-менеджмента, ориентированную на экономию издержек, занялось внутрикорпоративными преобразованиями. Раньше структура управления компании напоминала слегка модернизированное советское министерство энергетики. Ныне все активы разбиты на бизнес-единицы, центр корпоративного управления задает им ключевые показатели эффективности, главный - чистая прибыль. В случае выполнения менеджеры материально поощряются.

Как отметил заместитель председателя правления РАО Яков Уринсон, в прошлом году РАО сэкономило на издержках 7 млрд рублей - это 1,6% годового лимита эксплуатационных затрат. Сократить их помогают конкурсы на закупки продукции и оказание услуг, а также повышение качества менеджмента и уменьшение численности работающих. По словам Анатолия Чубайса, сокращение штата в РАО с 2002 по 2004 год на 100 тысяч (до 483 тыс. человек) прошло практически незаметно (кто-то раньше вышел на пенсию, кто-то уволен с хорошим социальным сопровождением), производительность труда при этом выросла на 30%. Результат преобразований, несмотря на снижение тарифов, - рост в 2004 году по сравнению с предыдущим основных финансовых показателей (выручки, чистой прибыли).

Положение энергетиков безоблачным назвать все же трудно. Серьезную угрозу эффективности холдинга представляет ожидаемый в этом году рост тарифов на газ: он составит 24%, при том что 62% тепловой энергии электростанции РАО производят именно на газе. Анатолий Чубайс признает, что нынешний уровень тарифов (28 - 30 долларов за тысячу кубометров газа) на внутреннем рынке занижен. Однако повышать внутренние цены до мировых (120 - 150 долларов) необоснованно. Цены в перспективе увеличатся максимум до 50 - 60 долларов за тысячу кубов, но и это заставит энергетиков туже затянуть пояса. Глава РАО считает, что отпускать цены на газ в условиях отсутствия газового рынка недопустимо. Это будет означать только одно - отдать право на установление цены монопольному поставщику. Приведение цен на газ в соответствие с реальной его стоимостью на внутреннем рынке должно происходить поэтапно, в течение трех-пяти лет.

Энергетики убеждены: сами они реформируют систему именно с той целью, чтобы в итоге появились предпосылки к либерализации цен на электроэнергию. Для решения этой задачи РАО предлагает ввести социальную норму потребления: устанавливать тарифы для населения в пределах нормы и сверх нее. Расчеты показывают, что при средней норме потребления 50 - 60 кВт/час в месяц на человека высокодоходные группы потребителей расходуют по 200 - 400 кВт/час. А платят все одинаково. С принятием новации кто больше расходует, будет больше платить.

Руководство РАО рассчитывает, что в 2006 году цены на электроэнергию у производителей будут либерализованы - начнет работать новая модель оптового рынка электроэнергии, вступят в силу новые правила работы на розничном рынке. Регулируемыми останутся тарифы на услуги сетевых компаний, диспетчеризацию, а также сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

2009-й - конец перекрестного

Ключевой остается проблема перекрестного субсидирования, размер которого оценивается в 60 млрд рублей в год. Согласно решению правительства РФ, перекрестное субсидирование должно быть ликвидировано и заменено в необходимых размерах бюджетным субсидированием до конца 2009 года. На промежуточном этапе, по предложению Чубайса, поддержанному правительством, может быть внедрен механизм неналогового сбора. Предполагается, что он будет закреплен законодательно. Сбор позволит провести либерализацию рынка электроэнергии еще до полной ликвидации перекрестного субсидирования. Это не дополнительный платеж, просто в существующем объеме платежей промышленных потребителей будет выделена "перекрестная" часть. Таким образом РАО планирует организовать клиринговые расчеты, которые позволят уйти от ситуации, когда все деньги потребителей падают в общий котел. Именно перекрестное субсидирование не дает пока развернуть свободный рынок, тормозит реформирование.

Говоря о главных результатах реформы сегодня, топ-менеджеры РАО прежде всего отмечают создание рынка электроэнергии с работающим сегментом 5 - 15, а также образование генерирующих компаний, в которых Анатолий Чубайс видит будущих главных игроков энергетического рынка - таких же мощных, как "ЛУКойл" или "Сургутнефтегаз" в нефтянке. Появление масштабных конкурирующих частных компаний должно в корне изменить ситуацию в энергетике, дав толчок ее интенсивной модернизации. Начато формирование 14 территориальных и семи оптовых генерирующих компаний (ТГК и ОГК). Предполагается, что в течение полутора-двух лет капитализация каждой увеличится до 1,5 - 2 млрд долларов. По словам Александра Чикунова, члена правления РАО, руководителя Центра реализации проектов реформирования АО-энерго, в 2007 году само РАО "ЕЭС России" разделится по видам деятельности на 27 - 30 крупных межрегиональных высокоспециализированных компаний, в которых акционеры РАО получат прямое участие.

Все это кардинально изменит инвестиционные перспективы российской энергетики. Такие энергокомпании смогут привлекать финансовые ресурсы в том числе и на открытом рынке, обновлять основные мощности, осваивать новые технологии, словом, работать более эффективно.

Непростой механизм рынка

Будущая конфигурация отрасли отчетливо видна пока лишь самим архитекторам перемен

Какие конкретно преобразования происходят и будут происходить на рынке электроэнергии? Базовый принцип реформы прост. Есть в энергетике сети, и есть генерация. Сети - монопольный сегмент, генерация - конкурентный. Соответственно, генерация должна стать частной, сети - остаться в государственной собственности. Однако эта простота во многом иллюзорна, как неоднозначны и ее возможные последствия. Будущая конфигурация отрасли отчетливо видна пока лишь самим архитекторам перемен.

Топ-менеджеры РАО говорят о поэтапном приближении к рыночным условиям функционирования отечественной энергетики. Важнейшим шагом к этому станет вывод региональной генерации на ФОРЭМ с января 2006 года, что будет означать движение к равновесным ценам. Между тем рыночная инфраструктура энергетического рынка во многих важнейших сегментах уже работает.

Одним из первых элементов этой структуры стал системный оператор ЦДУ ЕЭС. Эта организация с 2002 года управляет движением электроэнергии на территории всей страны и является своего рода основой будущей регулируемой энергетики. Второй важнейший элемент - Федеральная сетевая компания (ФСК), также созданная в 2002 году. В ФСК переданы все магистральные сети РАО. Ожидается, что в этом году, после передачи сетей, которые до этого находились в собственности АО-энерго, формирование ФСК завершится. Еще раньше, в конце 2001 года, создан Администратор торговой системы: это ключевой инфраструктурный элемент, он отвечает за разработку регламента ее функционирования и расчетов, то есть управляет процессом торговли электроэнергией на оптовом рынке. В 2003 году начался решающий для АО-энерго этап реформирования: процесс разделения на самостоятельные структурные образования по видам деятельности: генерацию, сервис, сбыт, сети. К настоящему моменту разделенных АО-энерго 35, до конца года будет 44. Из выделенных профильных структур сформируются крупные межрегиональные профильные компании.

В центре внимания, естественно, остается генерация. Предполагается, что в шести ОГК будут единые центры прибыли и управления, все они перейдут на единую акцию (седьмая, ОГК гидрогенерации, - особый случай) до третьего квартала 2006 года. Уже идет межрегиональная интеграция девяти ТГК из 14 запланированных. Для ускорения процесса совет директоров РАО принял решение еще до завершения разделения всех АО-энерго передавать ТГК в аренду генерирующее оборудование, что ускорит интеграцию как минимум на год. По этой схеме в восьми ТГК уже сформированы менеджерские команды, назначены генеральные директора. Совсем недавно к ним присоединилась девятая, созданная на базе активов ОАО "Свердловэнерго" и "Пермэнерго".

Не менее интенсивно пойдет перестройка сетевого хозяйства. В ближайшие несколько месяцев завершится разделение тех АО-энерго, у которых на балансе имелись магистральные сети, и консолидация выделенных активов. Уже летом этого года РАО "ЕЭС России" внесет в уставный капитал ОАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", созданной для управления единой национальной электрической сетью с целью ее сохранения и развития, пакеты акций 40 магистральных сетевых компаний. Таким образом, к осени ФСК будет представлять собой холдинг, основой бизнеса которого станет передача электроэнергии по магистральным сетям.

Параллельно к октябрю сформируется система из пяти межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), которые будут заниматься транспортировкой и распределением электроэнергии в России. В Екатеринбурге недавно приступила к работе МРСК Урала и Волги (подробнее о сетевых компаниях - в интервью первого заместителя председателя правления Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) Александра Чистякова, с. 39)

Еще один важный блок реформ связан с реформой собственно рынка электроэнергии, который подразделяется на оптовый и розничный. С января 2006 года модель оптового рынка радикально изменится: вместо ФОРЭМа предполагается запустить рынок двусторонних регулируемых договоров. Это означает, что каждый крупный потребитель и каждая сбытовая компания, покупающие электроэнергию с оптового рынка, а также каждый производитель, поставляющий на оптовый рынок свою электроэнергию, смогут заключать договоры на срок от года до пяти лет.

С мая 2006 года будет запущен свободный рынок электроэнергии. Как ожидается, он окажет существенное влияние на инвестиционный процесс в отрасли, привлечет внимание инвесторов к генерации. С января начнется постепенный перевод на него промышленных потребителей. В первый год они еще получат большой гарантированный объем электроэнергии (85% потребления) по тарифу, который определит Федеральная служба по тарифам. Затем он снизится до 30 - 40%. Так постепенно, шаг за шагом, все большую часть электроэнергии компании должны будут покупать на свободном рынке, договариваясь через сбытовые компании с производителями. К 2008 году доля закупок дойдет до 80%. Таким образом, в течение трех ближайших лет произойдет перевод потребителей от регулируемого сектора поставок электроэнергии к либерализованному.

Новая техническая политика

Реформа электроэнергетики затеяна с тем, чтобы создать механизм привлечения масштабных инвестиций в российскую энергетику, основные фонды которой нуждаются в срочной модернизации. Речь идет о десятках миллиардов долларов, которые планируется привлечь преимущественно из-за рубежа. Однако продажа российских энергокомпаний иностранцам в обмен на инвестиции вряд ли входит в планы команды Чубайса. Тем более что отечественные инвесторы проявляют к генерирующим мощностям не меньший интерес. Да и само РАО, получив в прошлом году больше прибыли, основной объем средств направило на техническое перевооружение отрасли, инвестиции в модернизацию и обновление основных фондов (110,5 млрд рублей в 2004-м против 79,2 миллиарда в 2003-м).

Инвестиционная политика подкреплена выработкой четких стандартов: в этом году впервые утверждена концепция технической политики РАО. Руководство компании провозгласило принцип следования жестким технологическим приоритетам вплоть до запрета на отдельные виды устаревших технологий. По словам Анатолия Чубайса, российский энергомаш обладает большими возможностями и имеет колоссальные перспективы, связанные с энергетикой и ее реформированием. Концепция технической политики открывает пути долгосрочного (до трех-пяти лет) планирования инвестиционной стратегии на основе новейших российских разработок.

Россия по объему выработки электроэнергии в ближайшее время выйдет на третье место в мире, оттеснив Японию: доля последней - 6,8%, а наша - 5,5% и ежегодно увеличивается на 1,8 - 2,2%. Очевидно, что российский рынок представляет для иностранцев большой интерес. Понимая это, руководство РАО занято поиском взаимоприемлемых форм сотрудничества с иностранным капиталом, компания все активней участвует в международных энергетических проектах. Что вовсе не означает нежелания взаимодействовать с отечественными инвесторами: Анатолий Чубайс всегда показывает открытость РАО для конкуренции на внутреннем рынке.

Срок ликвидации РАО не за горами, и чем ближе час "Ч", тем настоятельнее звучит вопрос: кто станет преемником РАО в совместных и сольных инвестиционных проектах, когда самого РАО не станет? В холдинге говорят, что такой непременно найдется, однако назвать его не спешат. По всей видимости, однозначного ответа пока нет.

«Эксперт Урал» №21 (193)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама