Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Вне игры

, 2005

Крах екатеринбургского баскетбольного клуба "Евраз" наглядно показал: мелким и даже средним региональным компаниям больше не по карману содержать спортивные команды элитных лиг

В середине августа началась процедура расформирования екатеринбургского "Евраза" - баскетбольной команды, всего два года назад входившей в пятерку сильнейших в стране. За месяц до этого Александр Венидиктов, генеральный директор клуба и его фактический хозяин, решил выйти из спортивного бизнеса и объявил о готовности продать команду любому желающему. Покупателей не нашлось, "Евраз" пришлось ликвидировать. Причина, побудившая Александра Венидиктова отказаться от детища, проста: у него кончились деньги. Точнее, затраты на содержание клуба достигли таких размеров, что стали для владельца команды неподъемными.

Начинали - веселились...

БК "Евраз" был создан летом 2001 года на базе екатеринбургской команды "СКА-ТТГ", которая играла в суперлиге Б, втором по силе дивизионе отечественного баскетбола. Имя клуб получил в честь главного соучредителя - ООО Группа компаний "Евраз" (к "Евразхолдингу" никакого отношения не имеет). Другими соучредителями были общественная организация "Уральское землячество" во главе с бывшим секретарем по идеологии Свердловского обкома КПСС Геннадием Коробковым и ООО "Правовые технологии XXI века", которым руководит экс-генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

Условия, созданные новорожденному клубу на первых порах, вызывали у других команд города белую зависть. Офис "Евраза" разместился в фешенебельном Атриум Палас отеле, предсезонный сбор команда впервые провела за границей (в Чехии), селекционную работу тренеры могли вести по принципу: беру кого хочу.

Несмотря на все это, занять первое место в дивизионе Б и выйти в суперлигу А по спортивному принципу уральцы не смогли, финишировали только вторыми.

Тогда место в элите было просто-напросто куплено: клуб внес в кассу Российской федерации баскетбола (РФБ) вступительный взнос в размере нескольких тысяч долларов и получил право соревноваться с лучшими командами страны - столичным ЦСКА, пермским "Урал-Грейтом", казанским УНИКСом .

В сезоне 2002 - 2003 "Евраз" первый и последний раз в своей короткой истории по-настоящему блеснул, с ходу заняв в сильнейшем дивизионе пятое место. Это был огромный успех. Никогда ранее баскетбольные команды из Екатеринбурга так высоко в турнирной таблице не поднимались. И никогда в истории нашей страны не было случая, чтобы клуб в год дебюта вошел в пятерку лучших.

...Посчитали - прослезились

На достигнутых рубежах "Евраз" не удержался. Честно говоря, и не мог. Летом 2003 года баскетбольный рынок России был взорван: к ЦСКА и "Урал-Грейту", которые уже давно предлагают игрокам заоблачные контракты, присоединились другие клубы, нашедшие мощных спонсоров, - "Химки", московское "Динамо", ростовский "Локомотив" . "Евраз" к резкому скачку зарплат оказался не готов. Вдобавок клуб затеял строительство собственной тренировочной базы в центре Екатеринбурга - с игровой площадкой, тренажерным залом, сауной, что тоже требовало значительных средств. В результате "Евраз" вступил в сезон с дешевыми (а значит, недостаточно квалифицированными) игроками и с тренером, который уже давно не работал в качестве главного. Но даже снижение до минимума затрат на зарплату не спасло ситуацию. В середине чемпионата России 2003 - 2004 "Евраз" оказался в глубочайшей финансовой яме. Для выхода из кризиса клуб решил поставить крест на текущем сезоне (в итоге команда заняла в нем последнее, 13-е место) и начал готовиться к будущему.

В декабре 2003 года Александру Венидиктову удалось привлечь к содействию государственного секретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, который согласился стать президентом "Евраза". Предполагалось, что бывший управделами президента РФ, обладающий обширными связями, сумеет привести в клуб серьезных инвесторов. Надежды не сбылись.

Летом прошлого года РФБ рекомендовала клубам иметь бюджет в 2 млн долларов. "Евраз" не насобирал и миллиона. Итог сезона оказался предсказуем: снова последнее место. Ныне РФБ увеличила минимальный бюджет вдвое, до 4 млн долларов, и сделала его обязательным. Для "Евраза" это решение стало роковым: таких денег на спорт у его владельцев не было.

Игрушка для очень богатых

Спорт в современной России - это гигантская черная дыра, в которой каждый год бесследно исчезают сотни миллионов долларов. Хозяева абсолютно всех наших клубов ничего в финансовом плане не получают, только тратят (почему так происходит, "Э-У" подробно писал в 29 - 30 от 16.08.04, см. ст. "Игра до внезапной смерти"). Чтобы участвовать в этом своеобразном бизнесе, надо иметь солидное денежное "брюшко" - например, такое, каким обладает "Норильский никель", на чьи деньги живет баскетбольный ЦСКА. В минувшем сезоне армейцы получили от хозяина более 20 млн долларов (при этом поставленную задачу, выигрыш Евролиги, все равно не решили).

Доходы ООО "Евраз" и его партнеров на несколько порядков ниже, чем у "Норникеля", и поэтому владельцы клуба могли выделить на его содержание не очень много. Александр Венидиктов, надо отдать ему должное, понимал это и потому заранее договорился о поддержке с областными и городскими властями. Однако через некоторое время рассорился и с теми, и с другими. "Евраз" остался один и оказался нежизнеспособен.

Вывод из этой истории напрашивается сам собой. Человек, решивший стать хозяином команды в каком-то популярном виде спорта (прежде всего - футболе, хоккее и мужском баскетболе), должен отдавать себе отчет в трех вещах. Первое: наивно надеяться на "вечную дружбу" с представителями власти. С ними можно, например, рассориться (так, недавний конфликт между главой Самарской области Константином Титовым и руководством ФК "Крылья Советов" поставил бронзового призера чемпионата России на грань ликвидации). Или: губернаторов и мэров могут переманить конкуренты, если начнут развивать более любимый начальством вид спорта. Кроме того, властители городов и областей время от времени меняются, а те, кто приходит на смену, не всегда продолжают дела предшественников.

Второе: надо осознавать, что, будучи хозяином российской команды, можно заработать политический капитал и любовь электората, но нельзя заработать денег. Деньги предстоит только тратить, и с каждым годом все больше.

Третье. Поскольку команду придется содержать на свои средства, потенциальный владелец должен обладать огромным личным состоянием или контролировать мощную компанию.

Учитывая, что большинство наших миллионеров, а также штаб-квартиры крупнейших корпораций квартируют в Москве, можно предположить, что даже в экономически благополучных регионах в скором времени останется максимум по две-три команды. А чемпионаты России все более будут превращаться в открытые первенства Москвы и Московской области, как это уже произошло в футболе: из 16 команд, играющих сейчас в национальной премьер-лиге, шесть представляют столицу, а одна - ближайшее Подмосковье.

«Эксперт Урал» №32 (202)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама