Своя логика

Общество
Москва, 10.03.2008
Уральские транспортные компании испытывают дефицит логистов: новичков приходится обучать самостоятельно. Частично проблему должно решить создание нового логистического учебного центра

Одной из основных причин того, что екатеринбургская авиакомпания «Авиапрад» прекратила в начале этого года производственную деятельность, стала неудовлетворительная работа ее логистической службы. Из 12 самолетов, имеющихся в распоряжении «Авиапрада», 11 были взяты в лизинг. Чтобы ежемесячно отчислять значительные платежи, авиакомпания должна была активно эксплуатировать воздушный парк, при этом держать наполняемость пассажирских кресел не ниже 70%. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько в условиях жесткой конкуренции между транспортными компаниями важна работа логистов — специалистов в оптимизации грузопотоков. Они способны сделать компанию лидером рынка или превратить ее в банкрота.

Нехватку квалифицированных специалистов в области логистики отмечают многие транспортные и логистические операторы Урала. «В основном не хватает людей, компетентных в конкретных областях логистической деятельности, — говорит директор компании “АсстрА Урал” Сергей Акимов. — На мой взгляд, причины кадрового дефицита в России заключаются в отсутствии образовательных заведений, готовящих специалистов не общего профиля, а с четкой профессиональной ориентацией. К тому же, далеко не все знания, а тем более практические навыки, можно приобрести за партой».

Между тем до последнего времени профессиональных логистов на Урале не готовили. И вот в Екатеринбурге начало работу Уральское отделение Международного центра логистики (МЦЛ, Москва) — первый в регионе специализированный учебный центр этого направления. Московский МЦЛ работает в рамках Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), региональное отделение создано на базе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В центре будут обучаться логисты, уже имеющие образование и опыт практической деятельности; основное преимущество — возможность получения сертификата по европейскому стандарту ELA/ECBL.

Внутреннее воспитание

Чем выше квалификация логистов компании, тем быстрее, дешевле и безопаснее будут доставлены ее грузы

Специальность «Логистика» появилась в российских вузах недавно. Предложение профессионалов подобного профиля на рынке труда значительно ниже спроса, единственный выход для бизнеса — обучать кадры своими силами.

К примеру, компания «Уралтранс» давно решила проблему дефицита логистов путем создания внутренней системы обучения: среди учредителей и управляющих этой компании один доктор технических наук и четыре кандидата, совмещающие практическое управление, научные исследования и преподавательскую работу в УрГУПС. 

— Основным принципом кадровой политики нашей компании является выращивание кадров на местах, — говорит также директор транспортной компании «ТрансКом» Денис Нейгебауэр. — Когда к нам приходит человек, не имеющий профильного образования, мы проводим для него различные тренинги и квалификационные курсы.

Логистика — достаточно сложная дисциплина, находящаяся на стыке экономики, математики, логики и права. «Главное, — рассказывает вице-президент холдинга “Стратег” Николай Якушев, — научить способности мыслить и оцифровывать мысль. Дело в том, что процесс обучения в средней и высшей школе в первую очередь настроен на запоминание, изучение прошлого опыта и в меньшей степени — на создание новых продуктов и процессов. А логист — это созидатель, находящий оптимальный вариант решения многокритериальной задачи».

По словам директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александра Трахтенберга, главное, что получают новые работники — умение вдумчиво и кропотливо работать с документами. В компании «АсстрА Урал» каждому начинающему логисту приходится проходить обучение: оно включает ознакомление с законодательством, регулирующим международные перевозки, приобретение навыков работы с экспедиторскими документами и многое другое.

Центробежная сила

Логисты способны сделать компанию лидером рынка или превратить ее в банкрота

С ростом экономики потребность в логистах будет только увеличиваться, поэтому необходимость появления специализированного учебного центра отмечают все участники рынка. Сергей Акимов: «Активное развитие логистических и транспортных компаний, расширение деятельности уже работающих и приход на российский рынок мировых лидеров позволяют с уверенностью говорить о том, что спрос на профессионалов в области логистики будет расти. И появление образовательного центра, думаю, будет способствовать разрешению ситуации с дефицитом кадров».

По мнению Дениса Нейгебауэра, Екатеринбургу необходим логистический образовательный центр, однако он должен входить в структуру надзорного органа в сфере логистических услуг: «Необходимо создать учреждение, которое способно решать проблемы не только образовательные, но и касающиеся работы рынка. Оно должно содействовать в организации взаимодействия между логистическими операторами, обеспечивать законодательное и документальное сопровождение всех операций на рынке, тесно сотрудничать с государственными структурами».

Кстати, именно для этих целей и была создана Европейская логистическая ассоциация (ELA): логистические операторы из Евросоюза выработали общие стандарты работы, методы взаимодействия и требования к навыкам персонала. Стандарты сертификации логистов ELA/ECBL приняты в 2005 году. Для Урала они пока в диковинку: наши работодатели привыкли не доверять дипломам и сертификатам. «Разумеется, специалист с сертификатом ELA/ECBL имеет преимущество перед остальными недипломированными соискателями при приеме на должность логиста, — говорит Денис Нейгебауэр. — Подобный сертификат говорит о том, что перед вами специалист, соответствующий требованиям мирового уровня. Таких кадров в России очень мало: эта сертификация добровольная и не является обязательной при приеме на работу».

Однако одновременно с интеграцией в мировую экономику нам придется решать и многочисленные проблемы взаимодействия с иностранными компаниями, в том числе в области международной логистики. Потребуются логисты, знакомые с европейскими принципами организации цепей поставок, отвечающие высоким требованиям международных компаний. Проблему нехватки таких специалистов и должно решить создание Уральского отделения МЦЛ.

Уровни сертификации по системе ELA/ECBL

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №10 (319) 10 марта 2008
    Выборы
    Содержание:
    Достать избирателя

    Избиратель, поставленный в тупик запланированным исходом федеральных и региональных выборов, в полной мере постарался реализовать свое право волеизъявления в муниципальных кампаниях. Электоральный протест ушел с российского на местный уровень: некоторым мэрам выиграть не помогла даже причастность к партии власти

    Реклама