Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Провокация на творчество

2011

Организаторы выставки художников театра и кино уверены: эскизы могут быть произведениями искусства

B Екатеринбурге открылась выставка художников театра и кино — первая в России в постперестроечный период. Статус — межрегиональный. Экспозиционная площадка — Дом художника.

От семени до колоса

У художников театра и кино положение в сообществе коллег особое — и не всегда завидное. Они зависимы: от материала, от режиссера, в конечном счете, от продюсера. На них свысока поглядывают и традиционные мастера кисти, изображающие беспроигрышные пейзажи, и тем более чувствующие себя в тренде «актуальщики». Но у художников театра и кино — собственная гордость. На выходе творческого процесса они получают «удвоение ВВП»: их произведения обретают самостоятельную жизнь в виде кинокартины, мультфильма или спектакля, но также остаются существовать как графические, реже живописные полотна.

Правда, не всегда и сами авторы склонны считать эскизы самодостаточными произведениями. Но самые лучшие и смелые посягают на творческое нарушение «закона природы». Семя исчезает в выросшем из него растении: рисунок же, положенный в основу будущего фильма либо спектакля, остается жить и способен к отдельному яркому существованию. Наиболее известный в истории пример — Лев Бакст, чьи эскизы костюмов и декораций, созданные в начале XX века, в конце столетия шли на мировом рынке по цене от 15 до 300 тыс. долларов. Впрочем, сегодня мы не про деньги. Задачи выставки — напомнить художникам сцены и экрана о значимости того первого рисунка, который стал импульсом рождения большого произведения, расширить кругозор через знакомство с работами коллег из других городов и спровоцировать на творчество.

Все начинается с рисунка. Кинофильм: Анастасия Копытцева в эскизах к художественной картине «Уроки французского» изображает комнату, дом, деревню, где будет происходить действие, создает типаж героя и даже выстраивает кинокадр. Спектакль: Владимир Кравцев, прочерчивая перекладины-кресты-распятия, по которым предстоит двигаться действующим лицам «Грозы», и наполняя промежутки водой, формирует не только сценическое, но и образное пространство постановки. И уж тем более все начинается с рисунка для мультфильма. К сожалению, иногда им и заканчивается. Екатерина Гаврилова написала эскизы к мультфильму «Превращение» по произведению Франца Кафки; анимационная картина так и не вышла в свет, а графическая серия из 12 работ уже получила признание в Европе, где признают самоценность рисунка.

От провинции до столицы

Исходно экспозиция планировалась как мостик между двумя культурными точками: Екатеринбург и Москва. Художник-мультипликатор Сергей Айнутдинов, последние годы возглавляющий Союз художников Свердловской области, желал показать местным зрителям творчество москвичей, на сегодня лидеров жанра. Идея быстро разрослась географически в основном за счет сопредельных уральских территорий: Курган, Пермь, Тюмень, Челябинск, Уфа; представлен также Ярославль. Сто авторов, двести работ (выставлено примерно две трети присланных), очень высокое представительство участников: несколько лауреатов Государственной премии России, обладатель «Золотой маски» и даже американского «Оскара», не говоря уже о награжденных губернаторскими премиями.

На выставке четко видны особенности разных школ. Московская — высокая метафоричность, плотная образность, тонкое интонирование. Аниматоры и сценографы создают собственный мир, населяют его оригинальными персонажами, детально выписывают подробности: разглядывать картины можно до бесконечности. Любимый зрителями добрый наивный Бонифаций, много лет назад придуманный Сергеем Алимовым, продолжает жить в его рисунках, отправляется в путешествие, выходит на прогулку. На наших глазах скучная реальность наполняется таинственностью и несуетностью миража в серии эскизов Дмитрия Размахова к анимационному фильму «Альтист Данилов». Назвать работы Екатерины Тригуб на тему известного произведения Джерома Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» эскизами (то есть, по словарю, «предварительными набросками, быстро выполненными зарисовками») — обидеть автора: столько передано нюансов, мелочей, изменений настроения, точностей и тонкостей. Московская школа демонстрирует целостность авторского высказывания, которое не зависит от дальнейшей судьбы киносоздания: это зерно, не требующее обязательного прорастания в колосе.

Средний Урал предъявляет художественному миру по большей части «производственный подход»: вот задача — вот ее решение. Свердловская область с удовольствием наполняет театральную составляющую выставки: Виктор Моор (Ирбитский театр драмы) — макеты к спектаклю «Корабль дураков», Сергей Александров (театр музыкальной комедии) — декорации к «Детям капитана Гранта» и «Белой гвардии», Юлия Селаври (Екатеринбургский театр кукол) — эскизы кукол. Выделяется группа художников из Уфы — живописной смелостью, выраженным национальным колоритом. Индивидуальный почерк демонстрирует оскароносец Александр Петров (начинал на Свердловской киностудии, сейчас живет в Ярославле). О нем говорят: «звезды сошлись на Петрове», «он делает то, что не может больше ни один человек в мире». Ему хватает терпения, мастерства, увлеченности, чувства красоты — чтобы рисовать мультики пальцем на стекле. «Ожившая живопись» на выставке представлена серией работ для фильма «Моя любовь».

При всей любви к своему, доморощенному искусству трудно отрицать, что московская школа представляет иной уровень творческого подхода и решения. И вновь возникает не потерявшая актуальность тема — соотношение столицы и провинции. Давно известно, что понятия эти не географические, а ментальные. Столица там, где присутствуют широта мышления и «долгота креатива», открытость новому и непрерывное движение.

Одна из целей выставки, по словам Сергея Айнутдинова, это дать импульс полезной соревновательности. Напомнить землякам возможности рисунка, о которых многие просто забыли. Если подобные экспозиции будут проводиться хотя бы раз в три-четыре года, на Урале появятся свои коллекционеры-любители. На 2012 год Союзом художников задуман масштабный фестиваль графики: межрегиональные экспозиции гравюры и эстампа; пастели; акварели и смешанных техник. Все это способно подхлестнуть арт-рынок региона: прежде всего производителей творческого продукта, а через них — и приобретателей. Будут и за эскизы Петрова и Алимова биться на аукционах.

«Эксперт Урал» №42 (485)




    Реклама



    Реклама