ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Нечеловеческие продажи

2012
Фото: Андрей Порубов

Рынок автоматизированной торговли перспективен. Для его развития нужны законодательное закрепление правил игры, налоговые льготы и качественная аналитика

В начале октября власти Екатеринбурга обнародовали проект схемы ликвидации нестационарных торговых сооружений. В 2013 году комитет по товарному рынку планирует убрать с улиц города около тысячи ларьков и киосков, а через несколько лет они должны исчезнуть полностью. Альтернативой им могут стать вендинговые аппараты (вендинг — торговля продовольственными и непродовольственными товарами с помощью автоматов без участия продавца).

Консервный ряд

По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), в стране насчитывается 50 — 55 тыс. вендинговых аппаратов. По оценкам одного из ведущих игроков вендингового рынка России компании Uvenco, их до 80 тысяч. Некоторые аналитики говорят о 120 тысячах. По мнению заместителя генерального директора холдинга Uvenco Антона Коломина, точное количество автоматов подсчитать невозможно: степень консолидации рынка невысока. Участники рынка считают, что около 40% аппаратов установлено в Москве, 20% — в Санкт-Петербурге, примерно по 8% — в Екатеринбурге и Новосибирске.

Наиболее популярная продукция, распространяемая через вендинговые аппараты в России, — кофе (около 60% машин) и снеки (до 30%). В Европе непродовольственное направление более развито: автоматы продают газеты, книги, цветы, контактные линзы, балетки, зарядные устройства для телефонов, детские пустышки и прочее. Но и в европейских странах основной ассортимент продукции находится в пределах 30 наименований.

Вендинговый бизнес в мире, согласно отчету KPMG «Global M&A: Outlook for Retail», составляет около 1% от общего объема розничной торговли. В некоторых странах (Японии, США, Великобритании) автоматизированная продажа достигает 3 — 5% оборота розничной торговли, а по отдельным товарным группам и 10%. По России или Уралу данных у аналитиков нет. Известно лишь, что в Москве годовой объем рынка вендинга оценивается в 3 — 4 млрд рублей. Это в лучшем случае 0,3% от оборота розничной торговли в столице (в 2011-м — 1,2 трлн рублей).

Россия отстает от развитых стран и по числу автоматов. Например, один аппарат в Великобритании обслуживает 107 человек, в Японии — 23, в нашей стране — 2860. Если сравнивать мегаполисы, то в Москве на 100 тыс. жителей приходится 97 автоматов, в Нью-Йорке (даже с учетом агломерации, а это в сумме 20 млн человек) — тысяча, в Париже — 4,8 тысячи. На Урале мы очень грубо можем обсчитать только Екатеринбург — на 100 тыс. жителей приходится около 200 автоматов. 

Российский вендинг находится на начальном этапе развития. По данным центра маркетинговых исследований «Маркет аналитика», крупнейшие вендинговые фирмы — «Ассорти», Uvenco и «СИБА-Вендинг» — суммарно занимают около 30% рынка. Высокой конкуренции среди игроков нет. По мнению директора компании «ВендМи» (Челябинск) Альберта Маннанова, крупные компании заняли «жирные» места под автоматы в государственных учреждениях, учебных заведениях, офисах, торговых центрах. Остальные площадки — улицы, подъезды жилых домов, остановки, вокзалы, аэропорты — свободны.

Котел с неприятностями

По данным вендинговых компаний, стоимость одного автомата варьируется от 40 до 400 тыс. рублей. Минимальный порог входа на рынок — 100 тыс. рублей. Основные затраты — приобретение оборудования, продукции, сервисное обслуживание и арендная плата. «Один автомат окупается почти год, десять можно отбить всего за полтора», — констатирует Альберт Маннанов. Срок возврата средств зависит от ассортимента: наценка на снеки составляет в среднем 60%, на кофе 200 — 300%, а на кислородные коктейли — около 500%.

Поскольку вендинг в России — бизнес молодой, особых барьеров для его развития нет. Тем не менее несколько рисков просматриваются отчетливо. Первый — отсутствие качественной аналитики. Без цифр невозможно выстраивать эффективную маркетинговую политику, следить за конкурентами.

Второй — отсутствие законодательства: документов, регулирующих оказание услуг посредством торговых автоматов, нет. Нормы носят общий характер, содержатся в разных актах. В Гражданском и Налоговом кодексах понятие «торговый автомат» присутствует, но его определение не прописано. По мнению юриста НААТ Александра Родина, ясное законодательство в вендинговой сфере будет способствовать развитию автоматизированной торговли. Нормы права выделят этот бизнес среди прочих, учтут условия оплаты товаров и определят сферы продажи. Это поможет избежать конфликтных ситуаций с государством, контрагентами и потребителями.

Третий риск — завышенная арендная плата в торговых и бизнес-центрах, а также госучреждениях. Например, в Екатеринбурге стоимость площадки под один автомат в торговом комплексе составляет 3 — 10 тыс. рублей ежемесячно.

Наконец, существенный риск — суровый климат. Менеджер по продажам ЮМВенд (Екатеринбург) Иван Мисочка констатирует: «На улицах крайне мало торговых автоматов, потому что зимой бойлеры, нагревающие воду, замерзают, и для аппарата необходим дополнительный подогрев. Большинство импортных машин не приспособлено работать в холоде».

Хотя эта проблема уже решена — отечественная компания «Уникум» разработала технологию, позволяющую использовать снековые и кофейные автоматы при температуре от -30 до +50 градусов.

Поворот винта

— Потенциал роста у вендингового рынка весьма значителен. По количеству автоматов на душу населения России вполне по силам сравняться со странами Восточной Европы, Латинской Америки, — уверен Антон Коломин. — Сегодня мы видим, что услуга крайне востребована, и вендинг выходит на новый уровень: появляются новые модели торговых автоматов российского производства, которые не уступают зарубежным аналогам. Автоматизированная торговля должна прийти на улицу, заменить архаичные торговые палатки. Должны активно развиваться новые технологии, упрощающие оплату в автомате, делающие покупку еще более простой и доступной.

Другое дело, что во всех развитых странах вендинг на протяжении длительного времени поддерживался государством через налоговые преференции, упрощенную процедуру ведения бизнеса и прочие льготы. В России же госорганы стали обращать внимание на автоматизированную торговлю только сейчас. По словам Антона Коломина, если начинания, которые сегодня заявлены правительствами Москвы и ряда других регионов, будут иметь продолжение, то объем российского вендингового рынка может удвоиться в течение ближайших пяти-семи лет.

«Эксперт Урал» №43 (531)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама