Себя показать

Русский бизнес
Москва, 08.07.2013
«Эксперт Урал» №27 (563)
В поисках инструментов развития регионы обратили внимание на выставочную деятельность. Но реальные шансы получить от нее ощутимый эффект есть у единиц

Фото: Андрей Порубов

В конце июня в Екатеринбурге состоялось общее собрание членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) — крупнейшего объединения, в состав которого входят три десятка выставочных и конгрессных центров, свыше 90 организаторов, сервисных компаний и прочих игроков отрасли. Встреча для города, перед которым стоит насущная проблема загрузки построенного в 2011 году МВЦ «Екатеринбург-Экспо», крайне важна: это и возможность показать себя профессиональному сообществу, и поучиться у него организации мероприятий. Быстрого эффекта ждать не стоит, но для  перспективы такое взаимодействие необходимо.

В последние годы интерес к выставочной деятельности растет не только в Екатеринбурге, но и в других крупных городах. Одинаковы ли их шансы на успех?

Экспозиционный перекос

По данным РСВЯ (а эта статистика сегодня является основным инструментом анализа рынка; сравниваем пятилетний период, поскольку он лучше показывает темпы развития отрасли), в 2012 году члены объединения провели в России 1051 выставку, что на 2% больше предкризисного 2008-го. Общая площадь нетто выставок в прошлом году по сравнению с 2008-м выросла на 5%, число отечественных экспонентов — на 12%, иностранных — в полтора раза. На 13% увеличилось количество конгрессных мероприятий.

Как следует из доклада, недавно представленного на отраслевом круглом столе в Совете федерации, оборот российского выставочного рынка в 2012 году составил около 730 млн долларов — это седьмое место в мире. От лидеров отстаем серьезно: от США — в шестнадцать раз, от Китая и Германии — в два-три. Велик и инфраструктурный разрыв. Если на тройку стран-лидеров приходится 45% мировой выставочной площади, то на Россию — только 2%.

— Объем всего российского рынка сопоставим с деятельностью одной немецкой компании Messe Frankfurt, — показывает масштаб президент РСВЯ, председатель Европейского отделения UFI (Всемирной ассоциации выставочной индустрии) Сергей Алексеев. — Это объясняется двумя факторами. Во-первых, наш рынок фактически начал новую эру с 1991 года, а во многих странах он развивается сотнями лет. Во-вторых, выставки — это зеркало экономики. Достаточно сравнить ВВП (по данным МВФ, в 2012 году в России на душу населения он составлял 17,7 тыс. долларов, в США — почти 50 тысяч, в Китае и Германии — около 39. — Ред.) и учесть, что наша экономика ориентирована на экспорт сырья и импорт товаров потребления. К сожалению, мы не так много можем показать.

Особенностью отечественного выставочного рынка является и его чрезмерная концентрация в столицах.

— На Москву сегодня приходится около 62% выставочных площадей, 11% площадей сосредоточено в Санкт-Петербурге. За последние шесть лет произошло удвоение числа выставочных центров в регионах, но обеспеченность там площадями недостаточна, — отметил главный эксперт департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Андрей Максимов.

По информации РСВЯ, из общего количества выставок, проведенных членами союза в 2012 году, 20,8% приняла Москва, 11% — Санкт-Петербург. Но полную картину дает статистика площадей, которые они заняли: на два города пришлось 63%. Позиция того же Екатеринбурга в статистике РСВЯ — 2,4% и 1,1% соответственно.

Чтобы не основываться только на статистике союза, мы запросили у администраций городов-миллионников данные о количестве проведенных в прошлом году выставок. Получить ответы удалось от половины: в Нижнем Новгороде прошло 104 выставки, в Екатеринбурге и Челябинске — по 82 (в последнем случае учтена вся Челябинская область), в Уфе — 59, в Ростове-на-Дону — 41, в Новосибирске — 31. Из упомянутого доклада следует, что в год в России проводится более 1,7 тыс. выставок формата B2B (в этой цифре учтены не только те, которые организуют члены РСВЯ). Получается, что доля перечисленных городов в любом случае колеблется в пределах нескольких процентов. Учитывая незначительное количество заметных проектов в региональных центрах, можно констатировать — ни один из них серьезной роли в выставочной индустрии России пока не играет.

Неравный миллион

Чтобы понять, кто из региональных городов-миллионников обладает наилучшими стартовыми позициями для развития выставочной деятельности, рассмотрим текущее состояние выставочной, гостиничной и транспортной инфраструктуры. 

В единоличные лидеры по выставочной инфраструктуре три года назад вышел Екатеринбург. На сегодняшний день МВЦ «Екатеринбург-Экспо» является крупнейшей площадкой в регионах. Его текущая крытая выставочная площадь — 50 тыс. кв. метров. Ближайшие конкуренты по этому показателю — новосибирский Экспоцентр и «Нижегородская ярмарка» — меньше в разы: площадь первого — 14,4 тыс. кв. метров, второго — 12 тыс. кв. метров. По нашим данным, после «Екатеринбург-Экспо» в городах-миллионниках был сдан в эксплуатацию всего один крупный комплекс — Экспо­центр в Новосибирске.

В ряде городов ведется реконструкция и расширение объектов. В частности, до 15 тыс. квадратов общей выставочной площади планируется увеличить ВК «Башкортостан» в Уфе, о планах строительства до 2015 года двух крытых павильонов по 10 тыс. кв. метров каждый заявляли в ВЦ «Вертол-Экспо» (Ростов-на-Дону). Новосибирский Экспоцентр рассчитывает к этому же времени сдать гостиницу, а «Пермская ярмарка» в начале 2013-го ввела в эксплуатацию третий капитальный павильон. Но реализация этих планов на позиции МВЦ «Екатеринбург-Экспо», скорее всего, не повлияет. Тем более рядом с ним планируется строительство и гостиницы, и конгресс-центра.

— Новый выставочный центр — основное преимущество Екатеринбурга перед другими крупными городами. Это уникальный случай в стране, когда региональная власть вложилась в реализацию проекта такого масштаба. В итоге по выставочной инфраструктуре как с количественной, так и с качественной точки зрения город сегодня уступает, на мой взгляд, только Москве, — отмечает президент компании «Уралэкспоцентр — ЕвроАзиатский выставочный холдинг» Александр Баранов.

По условиям размещения потенциальных посетителей выставок Екатеринбург также ожидаемо оказался лидером. По данным компании GVA Sawyer, город располагает 3,4 тыс. номеров в гостиницах уровня от трех звезд. На втором месте среди миллионников — Казань (2,5 тысячи), на третьем — Нижний Новгород (2,3 тысячи). Международные операторы пока вошли в восемь миллионников из тринадцати, а гостиницы трех, четырех и пяти звезд одновременно работают всего в четырех городах — Екатеринбурге, Казани, Челябинске и Воронеже. К концу десятилетия у столицы Среднего Урала есть шанс закрепить позиции. Как отметила вице-президент по консалтингу GVA Sawyer, партнер Эвелина Ишметова, в соответствии со стратегическим проектом развития к 2020 году в городе планируется построить 25 гостиниц, заинтересованность проявляется со стороны таких операторов, как Rezidor Hotel Group, Kempinski и Sheraton.

В части состояния воздушного сообщения столица Свердловской области снова в передовиках. В 2012 году аэропорт Кольцово обслужил 3,78 млн человек — это лучший показатель после аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга. За ним из миллионников идет Новосибирск — 3,27 млн человек. После, с пассажиропотоком в районе 1,9 миллиона, аэропорты Уфы, Красноярска, Самары и Ростова-на-Дону. Принципиальное значение в этом вопросе имеет развитость маршрутной сети. В прошлом году из Екатеринбурга выполнялись рейсы по 108 направлениям (42 внутренним и 66 международным). Аэропорт Новосибирска отстал не сильно, но со всеми остальными разница измеряется десятками направлений.

Таким образом, Екатеринбург по сумме трех блоков показателей обладает наилучшими возможностями для развития выставочной индустрии. К его ближайшим преследователям можно отнести Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону и Казань, но отрыв, особенно по отдельным показателям, пока велик.

— Для прогресса в выставочной деятельности важны три момента. Первый — чтобы люди могли до вас нормально добраться, чтобы было налажено не только внутреннее, но и прямое воздушное сообщение с иностранными государствами. Второй — высокие темпы роста экономики территории, которая претендует на статус выставочного центра. Третий — инфраструктура, как выставочная, так и сопутствующая. В России много динамичных крупных городов, но у Екатеринбурга перечисленные моменты на сегодняшний день находятся в наилучшем состоянии, и видно, что он продолжает развиваться, — согласился генеральный директор Messe Dusseldorf Moscow Томас Штенцель.

Показать не все

Но быстрым развитием выставочной деятельности Екатеринбург похвастаться пока не может. По данным городской администрации, в 2011 году здесь проведено 84 выставки (проанализировать более продолжительный период мы не смогли, поскольку ранее в статистике учитывались сельскохозяйственные ярмарки выходного дня). В 2012-м, напомним, на две меньше. Плюс к этому, Иннопром по-прежнему остается единственной выставкой, позволяющей полностью загрузить МВЦ «Екатеринбург-Экспо». Учитывая готовность инфраструктуры, от города хотелось бы увидеть более весомых результатов.

По мнению экспертов, этому мешают три взаимосвязанных фактора. Первый — централизация экономики на Москве.

— Пожалуй, это ключевой фактор, препятствующий активному развитию выставочного дела в регионах. Тому, что Иннопром получил статус федеральной выставки, приходится только приятно удивляться. Я организовывал переговоры с Messe Duesseldorf на тему возможного сотрудничества в Екатеринбурге. По ряду проектов там к этому готовы. Но руководство уверено, что центр принятия решений о выделении средств на приобретение нового оборудования, сервисов у большинства компаний находится в Москве. Они просят развеять сомнения, доказать, что у нас есть потребитель. Выставка — это и зеркало экономики, и паровоз. Но в нашем случае рельсы пока проходят через Москву, — отмечает Александр Баранов.

Такая ситуация требует от городов, претендующих на статус выставочного центра, поиска специализации, и это второй момент. Томас Штенцель:

— Иностранные операторы, которые заходят на новые рынки, действительно должны понимать, что там находится центр принятия решений. Если это не так, то и смысла заходить нет. Отличный пример — угольная выставка в Новокузнецке. Регион на этом специализируется, поэтому выставка пользуется огромным вниманием. На нее даже из Австралии прилетают, понимая, что там центр.

Александр Баранов:

— Найти преимущества региона не просто. Нужно понять, почему потенциальный экспонент и потребитель поедет сюда. С этой точки зрения идеален проект Russian Expo Arms в Нижнем Тагиле — военно-промышленный комплекс является основой экономики города, лучше места в стране для проведения такой выставки не придумаешь. По этой же схеме нужно действовать в Екатеринбурге: если у нас развито машиностроение — прорабатывать крупную выставку по этой теме, металлургия — по ней. То есть нужно отталкиваться от особенностей региона, важно организовать взаимодействие с отраслевыми союзами, понять их потребности, тогда шанс на организацию реально востребованного мероприятия вырастет. 

Третья проблема — для привлечения внимание необходима организация мероприятий высокого качества.

— Выставка — это эффективный, признанный во всем мире инструмент продвижения товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Но каждым инструментом надо умело пользоваться. Задача организатора — сделать так, чтобы экспонент и посетитель получили от участия в выставке конкретный результат. Думаю, ради него предприниматели готовы приехать куда угодно. Важно, чтобы мероприятие привлекало внимание, чтобы участники отраслевого рынка понимали: если они не примут участие в ведущей выставке, где представляются новинки отрасли, тенденции развития, на которой обсуждаются важнейшие для участников рынка темы, то будут проигрывать конкурентам, начнут выпадать из процесса. Ведущие отраслевые выставки — это не только привлекательные экспозиции, но и насыщенная деловая программа, энергичный и конструктивный процесс общения. Такой уровень подготовки выставочных мероприятий улучшает перспективы любого города, — объясняет Андрей Максимов.

С задачами подобного рода Екатеринбург сталкивается впервые, поэтому на их решение может и должно уйти время. Но важно понимать, что чем раньше мы научимся формировать насыщенный и качественный выставочный план, тем быстрее получим результат — превратим выставочную деятельность в полноценный инструмент развития.

— Пользу выставок можно рассматривать в разных ипостасях. С одной стороны, это самостоятельный вид экономической деятельности, который может приносить городу дивиденды в виде новых рабочих мест и налоговых поступлений. С другой, выставки стимулируют работу смежных рынков, будь то гостиницы, транспорт, общественное питание и туристические сервисы. Небольшие узкоспециализированные выставки, которые проходят в региональных центрах десятками, вряд ли оказывают весомое влияние в этом плане. Но эффект мероприятий международного масштаба с десятками тысяч посетителей может быть ощутимым. Кроме того, активная выставочная деятельность это мощный инструмент продвижения территории, создания благоприятного имиджа, распространения мнений о себе, причем не только по профилю мероприятий, — аргументирует доцент кафедры экономики города и муниципального управления Высшей школы экономики Герман Ветров.

Вольные помощники

Помочь в достижении этой цели выставочным операторам и региональным властям, вероятно, может несколько обстоятельств, напрямую от них независящих. Первое, по словам Германа Ветрова, — начинающийся ­ процесс децентрализации экономической активности:

— Не быстро, но вывод подразделений компаний из Москвы в регионы происходит. Это нормальный процесс, многие страны через него прошли. Например, в США жизнь не вертится вокруг Нью-Йорка, там много самодостаточных городов. Думаю, Россия пойдет по этому же пути, подъем региональных центров уже происходит и он должен ускориться. Шансов у Екатеринбурга здесь гораздо больше, чем у других городов. В первую очередь потому, что он показывает конструктивную динамику развития.

Второе обстоятельство — спад мировой экономики. В последние годы рост мирового ВВП обеспечивается преимущественно странами БРИКС. Это значит, что внимание к России, как к одному из членов союза, усилится.

— Кризис в Европе будет стимулировать приход международных операторов в Россию. У Москвы и Санкт-Петербурга есть какие-то пределы, поэтому акцент все равно сместится на регионы, — говорит Сергей Алексеев.

Томас Штенцель также отмечает, что сетевые операторы начинают присматриваться к регионам, анализируя, что и где можно сделать, приходит понимание, что с ними нужно работать. А на недавнем саммите Россия — ЕС в Екатеринбурге (см. «Диалог с закрытой дверью», «Э-У» № 23 от 10.06.13) председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей отметил, что «город был бы прекрасным местом для проведения важных международных выставок в будущем».

Третье — внутренняя политическая поддержка. Показателен в этом плане выбор Екатеринбурга в качестве претендента на право проведения Экспо-2020 и личное вступление в борьбу президента Владимира Путина. Хочется верить, что и на содействие в продвижении менее глобальных проектов город может рассчитывать.

— Реализация проектов федерального и международного значения в регионах — это комплексная работа бизнеса и власти не только регионального, но и федерального уровня. Без привлечения к таким проектам ресурсов, каналов продвижения, экспертов, поддержки со стороны федерации, сделать их качественно практически невозможно, — итожит Татьяна Грехова, директор «Центра международной торговли Челябинск». — И, конечно, это работа не года и не двух лет. Если говорить о привлечении в регион мировых конгрессов, выставок, съездов профессиональных сообществ или других подобных мероприятий, то планирование начинается за пять лет и больше. Если работать планомерно, уверенно и с мотивацией на всех уровнях — результаты будут. Это вопрос времени.    

Топ-15 специализированных выставочных центров, работающих на территории городов-миллионников РФ *

Характеристика гостиничного рынка в городах-миллионниках на конец 2012 года

Характеристика деятельности аэропортов в городах-миллионниках в 2012 году

В 2012 году площадь проведенных выставок выросла всего на 7%
С 2009 года число иностранных экспонентов увеличилось почти в два раза
На первый взгляд доминирование Москвы и Санкт-Петербурга не выглядит катастрофическим, но в реальности на столицы приходится свыше 60% рынка

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №27 (563) 8 июля 2013
    Екатеринбург: глобальный город
    Содержание:
    Моя прелесть

    Екатеринбургская агломерация пока не обеспечивает синергетического эффекта. Помимо целеполагания муниципальным и региональным властям необходимо определиться с моделью ее управления и инструментами сбалансированного пространственного развития

    Реклама