Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Чья это собственность, чей это дом

2014
Иллюстрация: Андрей Колдашев

У граждан появился шанс улучшить качество коммунальных услуг. Чтобы реализовать его, понадобятся не только контролирующие полномочия и поддержка надзорных органов, но и осознание себя собственниками жилья

В декабре Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на создание условий для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. Документ предоставляет населению право формировать общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг (ассоциации, союзы), предусматривает участие таких общественных объединений в процессе государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Люди смогут направлять в надзорные органы информацию о нарушениях прав потребителей с целью проведения проверок и принятия мер. До сих пор в Жилищном кодексе (ЖК) таких положений не было.

Подготовить закон в декабре просил глава государства Владимир Путин на встрече с представителями Общественного народного фронта (а позже — в послании Федеральному Собранию РФ). Он пожаловался, что низкое качество услуг ЖКХ испытывает и на себе:

— Представьте, у меня тоже иногда ржавая вода из трубы идет. Смешно? Но факт. Стыдно сказать, хотя это государственное имущество, но, может быть, поэтому.

После этого заявления государственная машина сработала моментально — документ был доработан и прошел первое чтение. Как он изменит жизнь потребителей услуг ЖКХ и их взаимоотношения с управляющими компаниями?

Воспитать управляющую

Один из соавторов законопроекта депутат Мария Кожевникова считает, что нужно отучить УК от бесконтрольной траты денег и приучить к тому, что за каждый потраченный не по назначению рубль придется отчитываться перед жильцами и нести ответственность:

— Совет дома будет в полной мере контролировать УК, начиная от качества капитального ремонта в доме, заканчивая изучением смет на его проведение. Законопроект как раз направлен на то, чтобы наделить полномочиями по контролю за качеством жилищных и коммунальных услуг прямых потребителей этих услуг — собственников жилья.

Это мнение поддерживает первый зампред комитета Госдумы по ЖКХ Елена Николаева: «Основной жилищной проблемой остается качество оказываемых услуг и возможность граждан оперативно и в своих интересах влиять на это качество». По ее словам, масштаб нарушений в ЖКХ настолько велик, что созданные контрольные и надзорные органы не справляются с выявлением всех фактов нарушений, особенно в сфере услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах:

— Коммунальная система сегодня — одна из расточительных и непрозрачных отраслей экономики. Деньги из семейного бюджета идут на оплату коммунальных услуг немалые — в среднем 12%, а повышения качества услуг мы не ощущаем.

В помощь собственникам в этом году заработает и государственная информационная система «ЖКХ». По задумке авторов, ГИС «ЖКХ» будет представлять собой единый централизованный ресурс, обратившись к которому, любой житель страны сможет получить информацию о своем доме, ресурсоснабжающих организациях, управляющей организации (с отчетом работы за последний год), запланированных ремонтных работах в здании и на дворовой территории.

Самое главное нововведение — на новом сервере в личном кабинете каждый россиянин сможет посмотреть льготы и детализацию своих счетов, которые ежемесячно должна будет публиковать УК. Специальный калькулятор поможет рассчитать стоимость квартплаты. При этом будет предложена возможность учитывать сразу несколько параметров расчета: от метража, числа прописанных и проживающих до перечня предоставляемых услуг ЖКХ.

Можно будет и пожаловаться. Подобным обращениям будет присвоен статус официального запроса. На портал должны будут поступать данные от региональных властей, водоканалов, энерго- и газоснабжающие компаний, УК, ТСЖ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов. По словам заместителя председателя комитета по ЖКХ Госдумы Павла Качкаева, если управляющая организация не представит сведения об услугах за месяц, то гражданин вправе их не оплачивать.

Идею уже поддержал Путин: «Надо создавать информационную систему, благодаря которой люди могли бы беспрепятственно вести мониторинг потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них. Сегодня эти сведения так запутаны, что даже финансово образованному человеку невозможно в них разобраться».

Кстати, в Москве подобный сайт уже работает. «В столице на подобном ресурсе лежат сведения о 3,8 млн абонентов жилых единиц. По каждому из них раскрыта информация, мы можем видеть ее фактически в режиме онлайн», — заявила Николаева.

Возможность повлиять на УК получат и ресурсоснабжающие организации. Согласно законопроекту об укреплении платежной дисциплины (прошел первое чтение), поставщики энергоресурсов смогут инициировать решение жителей о смене компании, если она задолжала плату за три месяца.

Член рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Алексей Макрушин рассказал, что обсуждается инициатива, направленная на создание специальных счетов, на которые будут поступать платежи населения за комуслуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями. «Этими деньгами УК смогут рассчитываться только с ресурсниками, — подчеркнул Макрушин. — Даже если УК обанкротится, деньги все равно поступят поставщикам».

Мы не козлы отпущения

УК скептически относятся к нововведениям. С одной стороны, им дадут право влиять на жильцов-неплательщиков (см. «Власть — народу», с. 11). С другой — они опасаются шквала проверок со стороны надзорных органов. Представители УК в анонимных разговорах сетуют на то, что их хотят сделать крайними за развал ЖКХ:

— Только усилением ответственности за деятельностью поставщиков комуслуг возродить эту отрасль не получится. Людям дают инструменты влияния на УК, но готовы ли они к этому? Многие не представляют, как именно функционирует коммуналка. Но при этом большинство недовольно состоянием ЖКХ и обязательно будет жаловаться. УК утонут в бесконечных ревизиях и отчетах. Как жалобы помогут отремонтировать подъезды? Расширенные полномочия нужны для новых форм сотрудничества с УК, а не контроля за всем подряд. Это понимают только ответственные собственники.

По мнению руководителя Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Марии Шилиной, спрос с УК будет как с коммерческой организации:

— Они по сути таковыми не являются. У них даже финансового лага нет, с помощью которого можно было бы покрыть временные финансовые трудности. Нужно либо перестать делать вид, что УК — это бизнес, и отдать их функцию в муниципалитеты, полностью переведя на регулирование. Либо сказать, что УК — коммерческая организация, прекратить практику муниципального регулирования платы за содержание и ремонт. Оба эти предложения не укладываются ни в существующую бюджетную ситуацию, ни в ту политику, которая проводится в сфере ЖКХ в отношении физических лиц. Выход нужно искать в каждой конкретной ситуации. У каждого региона свои проблемы — с водоканалом, теплоснабжающими компаниями. Системных решений сейчас нет.

Коммунальщики подчеркивают, что согласны на расширение контроля со стороны населения, если оно не будет задерживать квартплату и улучшит грамотность в том, что касается сферы ЖКХ.

Контролер — лучший друг собственника

Такими точками повышения грамотности могут стать региональные Центры общественного контроля ЖКХ. Они были созданы в прошлом году с помощью Общественной палаты (ОП) РФ и успели обработать 30 тыс. обращений.

По словам председателя комиссии ОП по местному самоуправлению и ЖКХ, исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, во многих регионах центры работают активно, им удается решать коммунальные проблемы, постоянно теребя региональные власти. Те часто пытаются отбрыкиваться от общественников:

— В половине случаев проблемы можно было решить на местном уровне, однако для этого собственникам необходимо было приложить небольшие усилия. В связи с этим центры планируют проводить уроки жилищного просвещения, как в школах, так и для жилищных активистов, представителей ТСЖ, потребителей. Более того, они будут разрабатывать региональные жилищные программы, выпускать специальные методички о том, как должен проводиться капитальный ремонт, как действовать при той или иной проблеме ЖКХ. Есть, к сожалению, и регионы, в которых центры не работают, а существуют исключительно на бумаге. А в Московской, Псковской областях, Красноярском крае, на Чукотке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах центров пока нет вообще.

По мнению Светланы Разворотневой, трудности становления общественной сети контролеров связаны и с тем, что зачастую люди думают: они займутся общественной деятельностью и получат кабинеты, машины, какие-то дивиденды. Но общественная деятельность — это самосознание, добровольчество плюс энтузиазм.

В декабре в ОП прошло первое всероссийское совещание региональных центров общественного контроля ЖКХ. Его участники говорят о трех блоках проблем. Первый — пока общественников серьезно не воспринимают: муниципальным и региональным властям приходится напоминать, что они ответственны за ЖКХ, при этом без всякой надежды на оперативную реакцию с их стороны. Контролеры обижаются, что на слуху НКО, которые занимаются политической демагогией, а не работают с населением. Второй — УК нередко не предоставляют информацию и не реагируют на жалобы. Третий блок — вопросы, связанные с финансированием деятельности центров, деньги элементарно нужны для покупки бумаги для написания жалоб (Фонд ЖКХ обещает лучшим общественникам гранты). Частично эти проблем будут сняты с помощью новых законов. 

Что нормативные акты преодолеть не могут — так это инертность населения, говорят общественники. На собрания приходит пятая часть жильцов от того числа, которое необходимо для принятия решений. Пока люди не осознают себя собственниками, в ЖКХ ничего не изменится.

Счет за счетчик

 015_expert-ural_03.jpg Иллюстрация: Андрей Колдашев
Иллюстрация: Андрей Колдашев

В прошлом году жильцов за свой счет обязали поменять счетчики воды (общая стоимость цикла замены приборов по всей России оценивается в 30 млрд рублей). На свалки было выброшено немало счетчиков, которые и на четверть не выработали свой ресурс. Теперь все может измениться — эту обязанность планируется передать УК (законопроект хотят рассмотреть в январе — феврале). Расходы УК за установку будут включены в счета за коммуналку (сумму равномерно распределят на нормативный срок службы прибора). Что делать тем, кто уже установил счетчики в квартирах? Согласно законопроекту, такие приборы «будут переданы на баланс поставщика, при этом сумма оплаты за потребление горячей и холодной воды уменьшается на величину остаточной стоимости приборов учета».

Подготовил Артем Коваленко

«Эксперт Урал» №3-4 (585)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама