Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Секрет конкурентоспособности

2014
Фото: Андрей Порубов

Потенциал для повышения доходов от экспорта в регионе есть. Дело за настройкой инструментов поддержки со стороны власти, а главное — подъемом производительности и качества труда со стороны бизнеса

Уральское таможенное управление (УТУ; входят Уральская оперативная, Екатеринбургская, Челябинская, Кольцовская, Магнитогорская, Ханты-Мансийская, Тюменская и Ямало-Ненецкая таможни) подвело итоги внешнеторговой деятельности за 2013 год. Товарооборот через УТУ в сравнении с 2012 годом уменьшился на 14,5%, грузо­оборот — на 18,5%, экспорт в стоимостном выражении — на 18,8%, в физических объемах — на 16,6%. Для экономики региона, ориентированной на сырьевой экспорт, это плохой сигнал. Понятно, что основной вклад в эту статистику вносят металлурги: на их долю в зоне деятельности УТУ приходится 54% экспорта (без учета данных энергетической таможни). Неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке металла, снижение цен из-за сокращения закупок со стороны Китая и ЕС больно ударили по экспортным доходам доминирующей на Урале отрасли. Но спады на сырьевых рынках — явление перманентное: традиционный рейтинг экспортеров «Э-У» отражает тенденцию снижения финансовых показателей ВЭД компаний по этой причине с 2010 года. Может ли расти экономика региона за счет экспорта продукции более высокого передела, не зависящей от сырьевой конъюнктуры?

Первую дискуссию на эту тему с предпринимателями и властями Урала и Западной Сибири журналу и аналитическому центру «Эксперт-Урал» удалось организовать в Челябинской области. Южный Урал в полной мере испытал на себе давление внешнеэкономических факторов. По данным Мин­экономразвития, в 2013 году экспорт товаров с территории сократился с 4,6 до 3,8 млрд долларов в сравнении с 2012 годом, в основном за счет снижения поставок продукции ведущими предприятиями черной металлургии, прежде всего ММК. При этом за последние годы в области вырос сильный средний бизнес, способный составить класс новых игроков на экспортном поле. Что мешает? 

Делать лучшее

Ставя этот вопрос перед аудиторией, мы готовы были услышать привычные претензии в адрес государства: коррупция, административные барьеры, плохая логистика и так далее.

— Если есть что предложить рынку, то все барьеры, которые стоят на этом пути, превращаются в задачи, которые просто необходимо решать, — считает председатель совета директоров промышленной группы НЕКК Алексей Оттен.

Его компания — единственный в России и СНГ производитель высокочистого медного купороса. Задача перед менеджментом несколько лет назад стояла вполне предметная — выйти на уже сложившийся европейский рынок. «Для этого мы создали собственное представительство в Лондоне, провели все процедуры сертификации продукции по европейским и американским стандартам, вошли в несколько авторитетных консорциумов, и в итоге постепенно заняли порядка 25% европейского рынка, — рассказывает Алексей Оттен. — Нам никто не мешал, но и не помогал. Обычная конкурентная борьба, в которой я не вижу роли государства».

Такая же определенная цель стояла и перед компанией «Русский кварц», когда она начала собирать информацию о возможности выхода на внешние рынки: внутренних потребителей у нее единицы. Сейчас генеральный директор компании Леонид Кузьмин готов делиться опытом:

 — Наша продукция — высококачественные кварцевые концентраты, один из базовых материалов при изготовлении монокристаллического кремния. Это основа всей мировой микроэлектроники и «солнечной» энергетики. В стране полного цикла производства отечественной микроэлектроники не осталось, поэтому, когда мы начинали проект, никакого другого способа развития, кроме выхода на внешние рынки, у нас не было. Проблему финансовых ресурсов для достижения необходимого качества продукции мы решили достаточно быстро с помощью Роснано, вошедшего в проект в 2011 году. А вот на внешних рынках столкнулись с определенными сложностями, прежде всего с их закрытостью. И очень быстро поняли, что, во-первых, пока мы не выстроим сотрудничество с заинтересованными партнерами, у нас ничего не получится: на тестирование продукции, доказательства качества, сертификацию и так далее уйдет слишком много времени. Выход был один — коопе­рация с глобальным игроком. После ряда переговоров мы остановились на японской компании Sumitomo. Сейчас я могу сказать уверенно: мы не ошиблись в стратегии, потому что сразу получили огромную поддержку. На мой взгляд, это единственно возможный способ небольшим региональным компаниям выходить на мировой рынок с минимальными затратами и без какой-либо протекции со стороны государства.

Брать лучшее

По мнению министра экономического развития Челябинской области Елены Мурзиной, эти примеры свидетельствуют о том, что потенциал для роста доходов от экспорта в регионе есть. Компании, которые сегодня приводят аргументы в пользу самостоятельного выхода на внешние рынки, уже состоялись, но в регионе много малых предприятий с перспективными идеями. Чтобы таких игроков было больше, и требуется поддержка региональной власти. На первом этапе это по большей части информация и контакты. Например, выход на зарубежные рынки через торговые представительства России в разных странах. В прошлом году российские власти начали активно раскручивать этот ресурс, и как утверждает Елена Мурзина, определенные результаты уже есть. Челябинская область подписала соглашение с Минэкономразвития РФ о взаимодействии в экономической сфере, делегации предпринимателей съездили в Швецию и Корею, где могли общаться с менеджерами крупнейших корпораций. Кроме того, министерство утвердило семь проектов, которым будет оказывать помощь в продвижении продукции на зарубежных рынках через торговые представительства России, еще шесть — в стадии согласования.

— Это не такие промышленные гиганты, как ММК, у многих нет возможности самостоятельно открыть нужные двери. Мы провели большую информационную работу, чтобы показать предприятиям региона, что такой формат помощи есть, — говорит Елена Мурзина. — Можно также пользоваться каналами Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, у Челябинской области заключено соглашение с агентством по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество», которое имеет 80 представительств во всем мире. Как показывает практика, контакты в сфере туризма и культуры, чем занимается эта структура, быстро переходят в разряд экономических. Именно так, например, златоустовское предприятие «Метапласт» нашло партнеров в Сербии. Еще одно направление — размещение информации о товарах в российском виртуальном каталоге. Специально для малого бизнеса мы в прошлом году открыли ЕвроИнфоКорреспондентский центр, где размещено 42 наших профиля. И результаты уже есть, за год отработано 50 запросов от зарубежных компаний, услугами центра воспользовались 173 малых предприятия.

Руководитель проекта компании «Папилон» Дмитрий Морозов подтверждает, что лоббистская помощь бизнесу за рубежом широко распространена:

— Наша компания входит в четверку международных фирм, которые развертывают дактилоскопические системы национального масштаба, и мы видим, как правительства поддерживают «свои» фирмы. Приезд премьер-министра Франции для лоббирования участия компании Safran SA, например, в тендере — обычное явление. Подписанные нами соглашения с МЭР и ВЭБ, а мы как раз вошли в число первых семи компаний из Челябинской области, действительно помогает сделать нашу продукцию более конкурентоспособной на международном рынке.

Вице-президент Южно-Уральской торго­во-­промышленной палаты (ЮУТПП) Игорь Аристов между тем считает, что только информационной и моральной поддержки недостаточно. По его мнению, чтобы наши компании начали успешно конкурировать, государство должно вести жесткую протекционистскую политику. Именно так делает Китай. Игорь Аристов приводит пример Челябинского тракторного завода (ЧТЗ): «Завод потерял 35% рынка, потому что был вытеснен китайскими конкурентами, которые открыто пренебрегают международным патентным правом, копируют новейшие разработки и выводят их на мировой рынок по демпинговым ценам, используя государственную поддержку». При этом экспортная политика Китая запрещает импортировать значительные партии продукции высокой степени передела, и каждый резидент несет ответственность, если он нарушает эти правила.

Игорь Аристов предлагает использовать лучшее из китайской модели государст­венно-частного партнерства. Например, укрепить институт экспертизы происхождения товара. Этот инструмент активно применяет Казахстан:

— Наши партнеры по Таможенному союзу усилили этот механизм, перенеся в сферу импортозамещения. Казахстан создал три площадки сборки тракторов ЧТЗ из комплектующих, на эти машины в обязательном порядке оформляется сертификат происхождения СТ-KZ. И продать трактор ЧТЗ в Казахстан сейчас так же невозможно, как и в Китай: ссылаются на ст. 26 закона Республики Казахстан № 303 «О государственных закупках», приказ министра индустрии № 59 «Об утверждении правил определения страны происхождения товара». Подобный инструмент необходим и России. Для этого мы предлагаем внести в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 года, положения, касающиеся заключения контракта. Там следует четко прописать: при равенстве цен, выгодности условий предпочтение отдавать продукции, произведенной в России и имеющей сертификат происхождения. Без этого инструмента государственная программа импортозамещения не может быть реализована.

Председатель совета Челябинского областного регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров предлагает обратить внимание на опыт Японии. Там законы устанавливает не власть, а бизнес, который научился договариваться между собой. В этой модели доминирует не страх, а добрая воля предпринимателей, объединенных в профессиональные союзы. Эти союзы защищают местный бизнес, создавая ему приоритетные условия. Если японская компания сочтет аналогичный импортный товар лучше своего, то по местному законодательству импортозамещение состоится только в том случае, если доля японской компании будет значительно больше в образовавшемся союзе. В итоге иностранным компаниям чрезвычайно сложно зайти на японский рынок.

— Почему наши крупные компании отдают предпочтение западным поставщикам при наличии аналогичных российских парт­неров? Почему мы, крупные общественные организации, не можем договориться между собой и попытаться решить эту проблему? Совершенно очевидно, что пока бизнес сам не начнет действовать, государство бессильно, — подчеркивает Константин Захаров.

Работать лучше

И та, и другая модель имеют право на развитие при одном условии — российские компании должны научиться делать продукцию лучше и дешевле. Генеральный директор компании «Энвиро-Хеми ГмБХ» (поставляет на российский рынок очистные сооружения) Марина Чеботаева на практике видит, что имидж той же китайской продукции начинает падать, и этим моментом нужно уметь пользоваться.

— На открытии одного объекта наш клиент сказал: я горжусь тем, что у нас нет ни одной китайской детали, ни одного метра китайской трубы. О чем это говорит? Если российские фирмы будут производить высококачественную продукцию с приемлемой ценой, они будут конкурентоспособны.

По мнению проректора по развитию Русско-Британского института управления Максима Усынина, у глобальных игроков нужно перенимать не столько опыт протекционизма, сколько модель повышения производительности труда. Но эта задача уже не власти, это поле деятельности профессиональных объединений предпринимателей.

«Эксперт Урал» №9 (590)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама