Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Время местное

, 2014
Фото: Андрей Порубов

Рынок лизинга на Урале и Западной Сибири второй год подряд показывает темпы роста выше общероссийских. Федеральные компании тянут вниз снижающиеся объемы сделок с железнодорожным транспортом, региональных игроков спасают автомобили и грузовики — основной вид лизинга, пользующийся спросом у малого и среднего бизнеса

Год назад впервые за много лет наблюдения аналитический центр «Эксперт-Урал» зафиксировал резкое расхождение общероссийской и региональной динамики рынка лизинга: по итогам 2012 года в Урало-Западносибирском регионе он прирос на 25%, а в целом по стране, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», — только на 1,5%. В 2013-м тенденция закрепилась: номинальный объем нового бизнеса в России, по оценкам «Эксперт РА», сократился на 1,5% (с учетом инфляции можно говорить о сокращении и в реальном выражении), а по компаниям-участницам нашего рейтинга — увеличился на 30% и превысил 63 млрд рублей. Три четверти участников списка на Урале увеличили объемы нового бизнеса.

Вразрез со страной

На причины разницы динамики указывает анализ структуры участников рейтинга и сделок, которые они проводят.

Во-первых, страновый рынок сильно концентрирован: в списке компаний рейтинга «Эксперт РА» на долю лидера ВЭБ-лизинг приходится 17% сделок в общем объеме нового бизнеса (в 2012-м именно этот оператор за счет нескольких крупных сделок поддержал динамику рынка). Между тем он сократил объемы новых сделок в 2013 году на 30%.

Второй фактор — отраслевая структура общефедерального рейтинга. Основным видом бизнеса крупных лизинговых операторов в последние годы была поставка железнодорожных вагонов: в общей структуре нового бизнеса на этот вид услуг приходится 36%. Однако в связи с насыщением потребностей спрос на эту технику начал падать: в 2012-м объем сделок сократился на 13,8%, в 2013-м — уже на 17,6%.

На региональном рынке в общий рост основной вклад вносят игроки с другой специализацией. Лидер рейтинга Урала и Западной Сибири — компания Europlan. Ее объем нового бизнеса достиг 8,1 млрд рублей, что составляет 12% от всего объема сделок. За год она нарастила новый бизнес в два раза. При этом основная часть сделок приходится на легковые автомобили и грузовой автотранспорт. В рейтинге АЦ «Эксперт-Урал» грузовой и легковой автотранспорт составляет более половины объема нового бизнеса всех участников. Основной спрос здесь предъявляют компании малого и среднего бизнеса, и динамика по этим сегментам в отличие от железнодорожного транспорта положительная.

На позитиве

Характер оценки итогов года оптимистичен. Например, руководитель Уральского дивизиона ГК Интерлизинг Дмитрий Банных считает 2013-й для компании самым успешным с точки зрения роста объемов нового бизнеса за всю ее историю, а «уральский дивизион вообще продемонстрировал беспрецедентную динамику роста продаж при сохранении низкого уровня недоплат».

Спрос обеспечивал не только автотранспорт. По словам руководителя филиала Национальной лизинговой компании в Екатеринбурге Оксаны Юрташкиной, наблюдался прирост в сегменте оборудования для обновления производственных фондов: «Это свидетельствует о том, что предприниматели продолжают развивать производство, несмотря на негативный экономический и политический фон в стране».

Директор по Уральскому региону АО «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин отмечает значительный рост спроса на лизинг дорогостоящей строительной техники, спецтехники для нефтедобычи, промышленного оборудования, в том числе для машиностроительной отрасли.

Два слова о стратегии. Некоторые участники рейтинга продолжают наращивать темпы за счет экспансии в соседние территории. «У нас объем нового бизнеса прирос на 46%, лизинговый портфель — практически на 60%. С августа 2013 года запущено в работу новое представительство в Перми, а в ноябре — в Казани, значительно увеличился штат сотрудников», — рассказывает генеральный директор ООО «Эксперт-Лизинг» Екатерина Плинокос.

Работоспособной остается и стратегия роста за счет внутренних резервов. Так, объем нового бизнеса компании CARCADE в Свердловской области прирос на 43%, в Тюменской области — 22%. «Существенную роль сыграла оптимизация многих бизнес-процессов внутри компании и комплексные мероприятия по совершенствованию работы с клиентами», — говорит генеральный директор компании Алексей Смирнов.

Платежная дисциплина

Ключевые факторы, влияющие на динамику лизинга, принципиально не меняются. Прежде всего это стоимость фондирования и платежеспособность клиентов. Понятно, что чистка банковской системы, отзыв лицензий у отдельных банков коснулись операторов лизинга: основным источником ресурсов для них были и остаются банковские кредиты, по данным участников нашего рейтинга, на их долю в структуре источников финансирования лизинговых операций приходится 62%. Однако пока больших проблем с этим в отрасли нет: совокупный объем профинансированных участниками рейтинга средств (по аналогии с показателем нового бизнеса) по итогам 2013 года прирос на 30%.

Лизингодателей больше беспокоит ухудшение ситуации в российской экономике, в том числе проблемы с наполнением бюджета, что может негативно сказаться на платежной дисциплине лизингополучателей. Заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг» Артем Мякшун связывает это с дефицитом бюджетов федерального и регионального уровня, а также сокращением инвестиционных бюджетов государственных компаний. Следствием, по его словам, может стать «сворачивание крупных государственных инвестиционных проектов, одного из основных катализаторов развития смежных отраслей производства».

Некоторые лизинговые компании уже столкнулись с ростом количества просроченных платежей по договорам лизинга с конца прошлого года. «В нашей компании четко отработана система работы с просроченной задолженностью и строго определены рамки, в которых должен быть удержан этот параметр», — говорит генеральный директор компании «Ураллизинг» Андрей Истомин. Риски ухудшения качества обслуживания договоров адекватно оценивает и Алексей Смирнов: «Опыт компании позволяет понимать, как действовать в условиях разных сценариев развития рынка; у нас разработана комплексная программа действий на случай роста уровня просроченной задолженности».

Впрочем, некоторые игроки уверены в финансовой дисциплине клиентов. «Большинство имеет диверсифицированный портфель заказов от предприятий, которые работают в различных отраслях экономики, и многолетний опыт сотрудничества», — объясняет уверенность Дмитрий Митронин. На это же надеется Екатерина Плинокос: «Резкого роста задолженности в 2014 году не прогнозируется. Несмотря на экономическую ситуацию в стране, финансовое состояние наших клиентов стабильное. Лизинговый портфель диверсифицирован как по отраслям, так и регионально, это значительно снижает риски компании».

Большинство участников исследования не рассчитывают на сильный рост нового бизнеса в текущем году, однако и сворачивать его не намерены. Расширение географии бизнеса, обновление продуктовых линеек, проведение совместных акций и программ с производителями техники и транспорта остаются в приоритетах.

Рейтинг лизинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2013 года

Лидеры по пяти ведущим сегментам лизинга в 2013 году

Структура нового бизнеса по федеральным округам

Профиль участников рейтинга в разрезе собственников

ТОП-10 по количеству заключенных сделок в 2013 году

Лидирующие сегменты рынка — грузовые и легковые автомобили
Банковские кредиты по-прежнему преобладают в структуре источников финансирования деятельности лизинговых компаний
На Тюменскую и Свердловскую области совокупно приходится более половины новых сделок
«Эксперт Урал» №18-19 (599)



    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама