Экономика


Изучение индивидуальностей

2014

Редстатья

Мы начали исследовать средние компании, которые растут очень высокими темпами, на излете прежней волны экономического роста. Принимая во внимание данные 2004 — 2008 годов, мы получали отменные показатели успешности частного бизнеса в России и предсказывали ему самые радужные перспективы. В общем, все логично: экономика молодая, отечественный рынок только-только начинает формироваться, неосвоенных потребительских ниш необъятное количество, да еще и внешняя конъюнктура благоволит. Мечтательно забегая вперед, мы и обществу в целом предрекали скорое построение всеобъемлющего среднего класса, который, кроме всего прочего, станет крепкой основой отечественного гражданского общества.

С тех пор результаты каждой последующей волны наших исследований становятся все пессимистичнее. Непростое это с психологической точки зрения занятие: познакомиться с феноменом в точке его самого пышного цветения, а потом фиксировать, как он угасает. В нашем случае если не окончательная смерть, то полномасштабное свертывание деятельности средних супердинамичных компаний произошло довольно скоропостижно: в период рассвета (2005 — 2006 годы) поголовье фирм-«газелей» на Урале переваливало за три сотни, уже в 2008 году оно сократилось вдвое (а кризис только начался), а после и вовсе ужалось до трех-четырех десятков компаний. В таком состоянии комы этот класс компаний пребывает и поныне.

В последние пару лет нам не раз приходилось слышать полуупреки в свой адрес. Мол, занимаетесь изучением несуществующего феномена, попадающие в поле вашего зрения как бы однотипные компании — это лишь ваша исследовательская надумка, случайность или статистическое отклонение. Отчасти согласимся. Дело в том, что в период экономического расцвета, когда в хозяйственной жизни созданы удобренные условия для цветения «всех цветов», действительно, можно говорить о культивировании какого-то определенного их сорта.

И этот сорт мы считаем наиболее перспективным или самым ярким. Но в случае высыхания питательной почвы как таковой, когда взрастить любые посевы становится небывало трудно, когда получить урожай самых непритязательных культур уже является достижением, разговор о прихотливой селекции выглядит, по меньшей мере, чудачеством. Или другими словами: не стоит соваться с микроскопом туда, где требуется обычный молоток.

Да, теперь в экономике несладко. Но даже если мы не вправе говорить о системном феномене, то мы рады, что все еще в состоянии разыскивать единичные примеры успешных средних компаний. Каждый год мы находим тех, кто, несмотря на стагнацию рынков и отсутствие ресурсов для инвестиционного развития, умудряется найти уникальные идеи и решения. И пусть таких оказывается не достаточно много для того, чтобы перейти к абстрактным понятиям, мы готовы просто рассматривать их конкретные примеры успеха, без претензий на глобальные обобщения.

«Эксперт Урал» №26 (606)



    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика