Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Приметы рода

2014

Как бизнесу и банкам лучше понимать друг друга в непростой экономической ситуации, рассказывает Олег Углов, руководитель отдела по обслуживанию и финансированию предприятий среднего бизнеса Уральского филиала Райффайзенбанка

— Аналитики Райффайзенбанка сдержаны в оценках экономических перспектив на 2014 год: рост ВВП будет практически нулевым, динамика роста потребления — отрицательной, будут отсутствовать экономические предпосылки к усилению рубля. В целом можно говорить о том, что реальный сектор переживает серьезную стагнацию.

Мы начали замечать изменения еще в середине 2013 года, но предыдущий кризис 2008 года послужил хорошим уроком для всех: благодаря ему, сегодня мы не наблюдаем панических настроений со стороны клиентов, а банки готовятся к работе в условиях стагнации.

Сейчас банки применяют консервативный подход в кредитовании как розничных, так и корпоративных клиентов. Это естественно: чтобы выжить в непростой ситуации, нам нужно хорошо понимать риски потенциального заемщика. Такой подход дает результат: падают объемы розничного кредитования, снижается закредитованность населения; сильные компании более взвешенно подходят к планированию своих инвестиционных программ, менее устойчивые сворачивают инвестиционную деятельность.

Но рынок ищет пути развития. Во-первых, и бизнес, и банки давно задались вопросами диверсификации, в случае банков это прежде всего диверсификация кредитного портфеля. Например, крупный бизнес, ранее составлявший абсолютное большинство в структуре корпоративного кредитования нашего банка на Урале, постепенно дополняется средним — объем кредитов ему за последний год вырос на 54%. Это говорит о подъеме активности в секторе.

Диверсификация заметна и по географическому принципу: за последний год заметно увеличились доли кредитных портфелей наших подразделений в Челябинске, Тюмени и Сургуте. Корпоративное кредитование в этих городах прирастает темпами активнее, чем в опорном городе регионального центра банка Екатеринбурге. Мы объясняем это более свободными рынками на указанных территориях. В результате наш совокупный кредитный портфель становится устойчивей — прежде он был сконцентрирован преимущественно в Свердловской области.

Интересно изменение востребованности продуктовой линейки: если год назад львиная доля обращений касалась краткосрочного оборотного финансирования бизнеса, то сейчас становится все больше запросов на инвестиционные кредиты. Хотелось бы думать, что это индикатор удлинения сроков планирования наших предпринимателей.

Нередки случаи, когда банк и компания при обсуждении совместных проектов, не вступают в реальный диалог, а остаются каждый при своих позициях. Часто приходится слышать, как бизнес недоволен, мол, почему банки не кредитуют меня, когда я так динамично расту. Рост — это, конечно, хорошо, но при этом неплохо бы еще и выстраивать под собой крепкий и не наскоро скроенный фундамент. Банк оценивает этот фундамент компании по четырем основным показателям: бизнес, финансы, контрагенты и менеджмент.

Если компания — «газель», то ее финансовые показатели, должно быть, характеризуют ее с очень хорошей стороны. Хотя, конечно, банкиров интересуют не столько значения объемов выручки, сколько индикаторы рентабельности бизнеса. Лучше всего, когда компания имеет прогноз показателей деятельности на 3 — 5 лет.

Необходимо, чтобы у компании был сбалансированный кредитный портфель: очень часто мы видим, как предприниматель рвется вперед всеми способами, бывает, что объем заемных средств в его балансе превышает объем годовой выручки. Эта ситуация, на наш взгляд, опасна: она делает компанию очень уязвимой. В свою очередь нам бы хотелось видеть у компаний положительную динамику собственного капитала, а не заемного.

Конечно, банки понимают, что до всеобъемлющей официальной финансовой отчетности в России еще далеко, но это не значит, что отчетность должна отсутствовать — качество финансовой отчетности, пусть и управленческой, играет важнейшую роль в отношениях предприятия и банка.

По нашему опыту, компания-«газель», скорее всего, будет специализироваться на производстве и/или продаже товаров или услуг ежедневного спроса. Вне зависимости от отрасли и сферы деятельности желательно, чтобы портфель поставок контрагентов у компании был сформирован на ближайшие 12 месяцев, а пул контрагентов, обеспечивающих эти поставки, потенциально дифференцирован.

Если говорить о требованиях к менеджменту, то мы ценим, когда собственник бизнеса участвует в управлении компанией. А команда ключевых менеджеров должна быть стабильной на протяжении нескольких лет, причем все ее участники знают и принимают долгосрочную стратегию компании. В противной ситуации у такой компании будет отсутствовать или теряться нить стратегического мышления. Замечательно, если компания проводит обучение своих сотрудников на постоянной основе.

Важен срок деятельности компании: мы с большим уважением смотрим на тех, у которых уже есть опыт преодоления непростых ситуаций.

Наша текущая задача — сделать партнерство банков и предпринимателей в настоящую эпоху перемен максимально выгодным для обеих сторон, применяя открытые и объективные критерии оценки друг друга.

«Эксперт Урал» №26 (606)



    Реклама

    Пятновыводители

    Новая технология очистки воды от нефтепродуктов, разработанная уральским стартапом «Биомикрогели», нашла применение в несколько неожиданной сфере


    Реклама