Инженериум

Общество
Москва, 17.11.2014
«Эксперт Урал» №47 (624)
Идею возрождения уральской инженерной школы поддержали на федеральном уровне. Но вместо денег пока обещают игрушечные микроскопы

Фото: Елена Елисеева

29 октября в рамках конференции «Точки роста экономики Большого Урала», организованной аналитическим центром и журналом «Эксперт-Урал», прошло расширенное заседание комитета СОСПП по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам совместно с Уральским федеральным университетом и Советом главных конструкторов Свердловской области. Тема дискуссии — ключевые направления развития инженерного образования и инженерной деятельности.

Инструменты развития зашиты в губернаторскую программу «Уральская инженерная школа». Основная идея документа — непрерывное техническое образование начиная со школьного до дополнительного профессионального (см. «Пусть меня научат», Э-У № 38 от 15.09.14). Задачи — подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, эффективное взаимодействие вузов и научных организаций с реальным сектором экономики. Программа одобрена на федеральном уровне (в сентябре на встрече губернатора с президентом РФ), но пока никаких вливаний из бюджета страны на ее реализацию не предусмотрено. Основные инвесторы в новую кадровую политику — региональная казна и предприятия. В условиях стагнации инициаторам модернизации инженерного образования придется решать, на каких направлениях нужно сосредоточиться. В любом случае масштабный проект запущен, регион станет пилотной площадкой для преобразований. Можно ли в рамках одного субъекта РФ решить вопрос дефицита инженерно-технических кадров и возродить интерес к специальностям, без которых о промышленном росте и думать нечего?

Технику в руки, стереотипы об колено

На 2015 год в областном бюджете на программу заложено 200 млн рублей. Ориентация — довузовская подготовка.

— На первом этапе нам нужно создать прочный фундамент для технических вузов — подтянуть будущих инженеров по физике и математике. Сейчас латать прорехи, образовавшиеся за годы обучения в школе, приходится университетам, — рассказывает заместитель главы областного Мин­обра Алексей Пахомов. — Каждый четвертый выпускник на Среднем Урале выбирает физику для сдачи ЕГЭ. Это неплохо. Но средний балл по этому предмету недотягивает и до 50. Такая картина наблюдается во всех регионах. 

— Без хороших учителей проблему не решить, — убежден генеральный директор Нижнетагильского института испытания металлов (НТИИМ) Валерий Руденко. — Только в Нижнем Тагиле не хватает около двухсот преподавателей математики и физики. Это огромные цифры. Чтобы подготовить учителя целевым методом, потребуется пять лет. Проще организовать дистанционное обучение, больших денег это не потребует. Согласие от заведующих кафедрами математики и физики УрФУ я получил. Есть и другое предложение — создавать классы инженерно-технической направленности, городские и районные проф­ориентационные центры.

Ректор УрФУ Виктор Кокшаров поддерживает идею организации дистанционных курсов (такой формат уже работает при подготовке бакалавров и магистров, надо лишь адаптировать контент для школьников), но этого недостаточно — необходимо повышать привлекательность инженерных специальностей.  

В соседней Челябинской области популяризацией профессии инженера занимаются с детского сада.

— Мы начали с дошкольников. В жизни ребенка всего два периода — 5 и 12 лет, когда у него проявляются технические наклонности, — делится опытом заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Зайко. — Если в этих возрастах он не занимался техникой, не держал ее в руках, он никогда не выберет профессию инженера. Поэтому и надо развивать кружки технического творчества (их пока меньше, чем хотелось бы), мотивировать детей на изучение предметов математического и естественно-научного цикла с помощью спартакиад и олимпиад.

В Свердловской области с этой целью организуют губернаторскую олимпиаду для школьников по математике, физике, химии, информатике и биологии. Ее главное отличие от всероссийской — доступность. Попасть на нее можно будет с 6 класса. Сейчас идут переговоры с Минобром РФ, чтобы придать региону статус пилотной площадки по формированию школьного портфолио индивидуальных достижений, которое будет учитываться при поступлении в вуз.

— Что может быть сложнее, чем вернуть интерес детей к точным наукам, убедить их родителей в перспективах инженерных профессий, — понимают глубину проблемы авторы программы.

— Придется ломать сложившийся стереотип «получив профессию инженера, семью не прокормишь», — детализирует Алексей Пахомов. — Лекциями здесь не отделаться. Это планомерная работа. В программу развития инженерного образования заложена поддержка кружков технического творчества в школах. Я посмотрел статистику и очень удивился: из 1157 школ 608 информируют о наличии таких секций. Думаю, в реальности ситуация хуже. Средние учебные заведения не смогут без поддержки предприятий открыть полноценные станции юных техников, кабинеты естественно-научного цикла. Софинансирование таких мероприятий компаниями предусмотрено и программой, там 43 направления, их только на бюджетные средства не реализовать. 

Предприятия готовы выступить соинвесторами: многие из них (УГМК, УВЗ, ПНТЗ) реализуют совместные проекты с образовательными организациями — учебные центры по подготовке и повышению квалификации кадров. Кроме того, у УГМК, например, есть опыт создания сказок для дошкольников «Медяшка», СвЖД проводит профориентационные мероприятия в 42-х школах, а НТИИМ создал центр технического творчества по четырем направлениям: компьютерные технологии, конструирование и 3D-моделирование, радиотехника и робототехника, авиамоделирование. 

— Инструмент довузовской подготовки очень эффективен, его нужно тиражировать для всех предприятий, — считает начальник службы управления персоналом СвЖД Евгений Поспелов. — Только так можно минимизировать кадровые риски.

При этом компании часто говорят, что образование для них — непрофильная деятельность и рассчитывают компенсировать хотя бы часть затрат на нее.

Игрушки для инженера

Министр промышленности и науки Свердловской области Андрей Мисюра считает, что предприятия должны получать субсидии на приобретение оборудования для оснащения корпоративных учебных заведений и выполнение НИОКР:

— Финансовые инструменты, такие как субсидии на НИОКР, надо расширить. Это реально, учитывая курс страны на импортозамещение. Будущее региона связано с развитием технически сложных производств и созданием наукоемкой продукции в области машиностроения. Чтобы сделать конкурентный продукт, необходимы профессиональные и компетентные кадры, с этим никто спорить не будет. Компании на условиях частно-государственного партнерства открывают ресурсные центры подготовки кадров. Но предприятия должны не только подготовить кадры, но и удержать их на предприятиях, обеспечить достойную зарплату и социальный уровень. Без понимания производственниками своей роли в процессе браться за возрождение инженерной школы бессмысленно. Необходимо, чтобы специалисты получали квалификацию именно на тех территориях, где представлены предприятия. Я говорю не только о ресурсных центрах, но и филиалах технических вузов.

— Нам удалось отстоять филиальную сеть, — рассказывает Алексей Пахомов. — Речь не только об УрФУ, но и об УрГУПС. Уже два раза ездили в Минобрнауки на согласование сети. Не сдаем ни одной площадки.

Промышленный сектор убежден, что «закрывать филиалы нельзя», ведь готовить квалифицированные кадры можно только в сотрудничестве с высшей школой. Валерий Руденко приводит в пример работу филиала кафедры «Специальное машиностроение» Нижнетагильского филиала УрФУ: во многом благодаря ей сейчас больше трети сотрудников института — это молодые люди, а еще несколько лет назад средний возраст специалиста на предприятии составлял 51 год.

Авторы программы считают, что в необходимости развития инженерной школы им в ходе дискуссий удалось убедить всех участников — компании, вузы, школы. Теперь нужно говорить о деталях. Консультации по развитию уральской инженерной школы во второй половине ноября пройдут в свердловском Минпроме. Планируется, что при ведомстве будет создан экспертный совет по реализации проекта.

Другая задача — заручиться поддержкой федеральных ведомств. Она тоже постепенно решается. Несколько дней назад актуальность программы признали в Минпромторге РФ. Ранее первый заместитель главы этого ведомства Глеб Никитин заявил, что «детей нужно настраивать на исследовательскую работу с детсада, у многих это может вызвать улыбку, но благодаря уральской инициативе важность этой темы оценят все».

1 ноября подключиться к реализации программы решило Агентство стратегических инициатив. По словам генерального директора АСИ Андрея Никитина, это первая идея по профессиональному образованию, которая продумана снизу вверх — от детсада до университета: «Я много вижу, как в разных регионах что-то пытаются сделать с образованием, но у вас очень правильный подход, когда вся цепочка образования приводится к единой задаче».

Никитин предложил разработать специальные игрушки — наборы юных инженеров, российские аналоги Lego, игрушечные микроскопы, которые могут повлиять на выбор инженерной профессии в будущем. Заняться этим, по мнению главы АСИ, может Ассоциация индустрии детских товаров, которую в последнее время поддерживает агентство.  

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №47 (624) 17 ноября 2014
    Экономическая политика
    Содержание:
    Еще не тлен, но уже безысходность

    Структурные проблемы не позволяют российской экономике расти. И ни власти, ни ученые, ни бизнес-сообщество впервые не могут предложить хорошего ответа на вопрос «что делать»

    Реклама