Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Хватит грузить

2015

Логистические операторы ищут выезда из кризиса

Для транспортного рынка Большого Урала по сравнению со всей страной 2015 год начался относительно неплохо — сказалась высокая концентрация разнонаправленных производств, часть которых увеличила поставки на экспорт. По последним данным Свердловской железной дороги, погрузка на ее станциях в январе — феврале 2015 года выросла на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Погрузка на сети РЖД в целом за этот же период на 0,2% сократилась. По информации Росстата, в январе грузооборот автотранспортных предприятий, зарегистрированных на территории Большого Урала, увеличился на 9% (в плюсе шесть субъектов из десяти) при среднем по стране падении на 6%. Делать выводы по итогам одного-двух месяцев, безусловно, рано. Но обозначенные цифры дают надежду, что уральский рынок грузоперевозок может пережить 2015 год без особых потерь.

Вниз

Ситуация на рынке грузоперевозок, несмотря на показатели некоторых территорий (у нас нет возможности сравнить все субъекты РФ, но, например, по итогам 2014 года прирост погрузки показали всего четыре филиала РЖД, среди которых СвЖД), складывается достаточно сложная. Во-первых, представители рынка говорят о существенном снижении объемов, несмотря на то, что статистика на это не указывает. По словам управляющего контейнерным терминалом C.I.T. (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерия Денисова, рынок, например, перевозок в крупнотоннажных контейнерах провалился на 20 — 25%. По оценкам директора по маркетингу логистической компании «Молком» Полины Винокуровой, сегмент внутрироссийских автоперевозок продемонстрировал снижение объемов на 11% в январе 2015 года по сравнению с январем 2014-го.

— Легко прослеживаемый тренд — колоссальное падение импорта. Поставки из Китая, крупнейшего российского внешнеторгового партнера, в январе, по данным Главного таможенного управления КНР, сократились на 42,1%, — комментирует руководитель отдела продаж Itella в России Дмитрий Масальцев. — По нашим клиентам мы видим, например, что снижение импорта товаров категории fashion также доходит до 40%. Единственный сегмент, который чувствует себя сейчас неплохо — это DIY (магазины «сделай сам»). Не добавляют позитива кризисные события 2015 года — тот же уход с российского рынка компании General Motors. Компании, которые эти транспортные средства и комплектующие ввозили, потеряют огромную часть бизнеса, что не может не отразиться и на отрасли грузоперевозок в целом.

По данным Росстата, импорт по итогам 2014 года упал на 9,8%, по итогам января 2015-го — на 40,4%.

Во-вторых, существенно ужесточаются условия работы.

— Рынок становится менее цивилизованным, — констатирует Дмитрий Масальцев. — Игроки вступают в острую конкурентную борьбу. Активный импорт товаров приостановлен, так как стоки заполнены, а планы по дальнейшим продажам неоптимистичны. Маржинальность снижается и у грузоотправителей, и у логистических операторов. Если у кого-то наблюдается рост (например, мы выиграли несколько крупных тендеров на перевозку), то это происходит исключительно за счет перераспределения клиентов, которые из-за высокой цены или ненадлежащего качества уходят к другому оператору.

Возможность бороться за клиента ценой при этом у операторов сильно ограничена.

— Себестоимость автоперевозок на внутреннем рынке начала расти с середины 2014 года. До настоящего момента этот рост для клиентов был нивелирован за счет сокращения прибыли транспортных компаний. Но в 2015 году избежать увеличения тарифов не удастся. Вероятнее всего, они вырастут на 15 — 25%. Снижение доходности связано с несколькими основными факторами, в том числе принятием закона об обязательном оборудовании тахографами всех грузовых и пассажирских автотранспортных средств, увеличением стоимости ОСАГО, ростом стоимости запчастей, ужесточением экологических требований, — отмечает Полина Винокурова.

Вверх

Все эти процессы неизбежно затронут транспортные компании Урала и Западной Сибири. Но, по мнению экспертов, они будут чувствовать себя несколько комфорт­нее, чем остальные. На это есть несколько причин. Первая — высокая концентрация производства.

— Несмотря на кризис, деятельность компаний в большинстве отраслей не прекращается, значит, им нужны различное сырье и материалы, — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Вторая — наличие среди грузоотправителей крупных экспортеров. Экспорт хоть и падает, но значительно медленнее, чем импорт. В январе 2015 года сокращение экспортных потоков оказалось практически в восемь раз меньше импорта — всего 5,1%.

Третья — удачное расположение части субъектов Урала и Западной Сибири с позиции трансферных грузопотоков.

— Большой Урал — это огромная территория, на которой может разместиться не одна европейская страна. На ней сосредоточено огромное количество всевозможных предприятий, начиная с машиностроения, заканчивая производителями продовольствия. Увеличение грузопотока с Большого Урала можно связать с несколькими факторами и, возможно, главный из них — программа импортозамещения, которая набирает все большие обороты. Сейчас не только правительство, но и бизнес осознает, что наша страна не должна зависеть от импорта. Еще один фактор — это движение бизнеса на Восток. Например, можно говорить о торговых сетях, которые открывают свои филиалы на Урале, — считает директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

— Большой Урал — это макрорегион со значительными транзитными потоками, проходящими через несколько территорий, что обеспечивает высокий уровень загрузки, — развивает эту мысль Дмитрий Баранов. — Из-за роста курсов основных валют к рублю, значительной инфляции, цены на многие товары значительно выросли и могут вырасти еще. Чтобы минимизировать риск, многие компании пытаются создать запас ключевых видов сырья, что также способствует увеличению объема грузоперевозок. Если говорить о перспективах транспорта в регионе, то даже несмотря на непростую ситуацию в экономике, в ближайшие месяцы можно ожидать увеличения объемов грузоперевозки. Объясняется это в первую очередь тем, что наступает весенне-летний сезон, когда будет расти деловая активность, наступит оживление, в частности в строительстве и сельском хозяйстве.

По словам Валерия Денисова, благоприятное влияние на уральский рынок будет оказывать и приспособление транспортных компаний к новым рыночным условиям:

— В сегменте грузоперевозок в крупнотоннажных контейнерах происходит переориентация направлений грузопотока: импортные поставки товаров снизили обороты, а поток продукции, отправляемой на экспорт, значительно увеличивается. Превалирование экспорта над импортом создало определенные, надеемся, временные трудности во многих грузообразующих субъектах, в том числе в Свердловской области. Если до начала кризиса поставки на внутренний и внешний рынки были более или менее сбалансированы, то сейчас образовывается дефицит крупнотоннажных контейнеров.

Рынок грузоперевозок в ближайшие два-три месяца подстроится под существующие условия и найдет выход для заполнения мощностей. Одним из вариантов увеличения объемов грузоперевозок может стать рост контейнеризации внутрироссийских перевозок, особенно на расстояния свыше 2 тыс. км. Импортозамещение европейских товаров развивает внутрироссийский товарообмен и стимулирует рост поставок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в число которых входят многие страны ближнего зарубежья. Таким образом, ширится восточное и южное направления поставок товаров в наш регион, что для контейнерных перевозок является конкурентным преимуществом по отношению к доставкам автомобильным транспортом и позволяет увеличивать долю в рынке перевозок.

Как следует из прогноза социально-экономического развития РФ, в 2015 году индекс промышленного производства сократится на 1,6%. «Есть ощущение, что экономический кризис достиг критичной точки, и сейчас нас ждет хоть и медленный, но стабильный рост», — оптимистичен Александр Дьяконов.  

Сравнение динамики погрузки основных видов грузов на СвЖД
Ситуация на полигоне СвЖД выглядит оптимистично
Со второй половины прошлого года автотранспортный рынок Урала показывает лучший результат, чем в среднем по стране
«Эксперт Урал» №14 (640)



    Реклама

    «Мы научились быть конкурентными…»

    Андрей Рязанов, Генеральный директор Завода электротехнической арматуры


    Реклама