Искусство диалога

2015
Фото: Елена Елисеева

Рост просроченной задолженности, высокая стоимость денег, общее падение инвестиций — основные угрозы для рынка лизинга в текущему году. Операторам придется жить в режиме постоянного диалога — с клиентами, кредиторами, лизингодателями

Лизинговые компании приступили к формированию новых продуктов с использованием инструментов господдержки Минпромторга: ведомство выпустило постановление о предоставлении им субсидий по договорам лизинга автотранспортных средств. Воспользоваться льготой могут все категории клиентов — предприятия, индивидуальные предприниматели, население. Субсидии предоставляются на сумму скидок по авансовому платежу, который лизинговый оператор дает клиенту, но не более 10% от стоимости транспортного средства. Таким образом Минпромторг намерен стимулировать спрос на автомобильном рынке: там сильнейшее падение продаж. Размер программы — 2,5 млрд рублей.

Временно эта мера может поддержать лизинговый рынок. Однако, как считают участники круглого стола, проведенного аналитическим центром «Эксперт» в Екатеринбурге, это не спасет отрасль от дальнейшего сжатия.

На скорости

Выраженное падение рынка лизинга в 2014 году зафиксировано в регионе впервые с 2009 года. По результатам обработки анкет видно: объем нового бизнеса участников традиционного рейтинга лизинговых компаний Урала и Западной Сибири снизился на 8% (см. «Береги портфель», «Э-У» № 14 от 30.03.2015). К общим факторам (падению спроса, уменьшению инвестиций, удорожанию фондирования) добавились специфические для отрасли, в частности сокращение государственных программ. Это повлияло на объемы сделок с предметами крупного лизинга (прежде всего железнодорожной техники): сжатие этого сегмента мы наблюдаем уже несколько лет.

На этом фоне крупные лизинговые операторы стали активнее предлагать услуги малому и среднему бизнесу. Тем более что спрос на финансирование со стороны этой группы клиентов упал не так сильно. «В кризисной ситуации, когда многие компании останавливаются либо вообще уходят с рынка, всегда появляются такие, которые нацелены на рост и, используя общий спад, стремятся найти новые возможности для развития, укрепления позиций, расширения присутствия на рынке. На таких клиентов мы и ориентируемся», — подчеркивает стратегию компании «Сименс Финанс» директор представительства в Екатеринбурге Светлана Кравчук.

Отчасти подобная активность обусловлена сжатием банковского финансирования. В ситуации, когда риски резко повышаются, банки обычно в первую очередь ужесточают условия кредитования малых предприятий. Лизинговые компании, не зажатые жесткими нормативами регулятора, располагают большими возможностями удовлетворить этот спрос. Тем более что малый бизнес чаще всего берет в лизинг недорогое ликвидное имущество на относительно небольшой срок. В ситуации недостатка ликвидности ценность портфеля, имеющего высокую степень оборачиваемости, увеличивается. В результате, по данным аналитического центра «Эксперт», доля МСБ в общей структуре нового бизнеса в прошлом году увеличилась до 45% и, по мнению аналитиков, продолжит расти.

Давление на маржу

Безусловно, ключевой проблемой для отрасли стало удорожание банковского финансирования из-за резкого скачка ключевой ставки. Поскольку в прошлом году кредиты враз стали дорогими, замена банковского кредитования для большинства операторов превратилась в задачу номер один. «Дело не только в стоимости. Чтобы быть конкурентным и вести борьбу за клиента на равных с федеральными компаниями, мы должны иметь быстрый доступ к ресурсам. Банковское финансирование требует, как правило, длительной подготовки документов, в результате срок сделок увеличивается. Поэтому мы полностью перешли на финансирование за счет собственных средств и средств частных инвесторов», — рассказывает директор компании «АС Финанс» Алексей Лесников.

Еще один способ, к которому активно прибегают операторы рынка, — увеличение доли аванса в структуре платежа. Однако такой подход вкупе с общим удорожанием стоимости денег ведет к ухудшению качества обслуживания договоров лизинга. 

Рост просроченной задолженности — второй по значимости вызов, стоящий перед лизингодателями. По оценкам игроков, доля просрочки в этом году может превысить 10% портфеля. Поэтому одним из факторов поддержки бизнеса станет эффективная работа с проблемной задолженностью. В силу специфики отрасли не последнюю роль сыграют и хорошо налаженные процедуры реализации изъятой техники у клиентов, отказавшихся от обслуживания договоров. И здесь будет востребован опыт предыдущего кризиса. «Мы тогда научились работать с проблемной задолженностью, — подтверждает руководитель центра продаж “Урал” компании “Элемент Лизинг” Евгения Горустович. — Если до спада мы в регионе работали с договорами, где дебиторская задолженность составляет 30 дней, и затем передавали их в головной офис, то сейчас находимся в диалоге с клиентами 60 дней. Пытаемся предложить разные модели погашения и реструктуризации, перевод долга, даем возможность клиенту самому найти покупателя. Наша задача — не забрать технику, пополнив свой актив, а помочь предприятиям, поэтому мы стремимся по максимуму сохранить лояльность».

Еще одна существенная угроза рынку лизинга — снижение маржи. Не желая терять клиента, некоторые операторы на фоне повышения стоимости банковского заимствования не повышали стоимость договора лизинга или делали это с некоторой задержкой. Все это, безусловно, отразится на финансовых итогах года. Возможно, некоторым участникам рынка придется принимать кардинальные решения, связанные с продажей портфеля.

Ждем перемены вектора

По мнению участников круглого стола, стоит ожидать падения объемов нового бизнеса в этом году на 15%.

Отчасти рынок могут поддержать сделки по закупкам отечественного оборудования и техники. Однако особую ставку на эффект импортозамещения делать не стоит: «Как показала практика, — делится руководитель отдела лизинговых операций “Абсолют Лизинг” Евгения Трофимова, — клиенты не готовы замещать импортное оборудование отечественными аналогами. Да, есть единичные случаи в сегменте грузовых транспортных средств, но в целом приобретение высококачественного импортного оборудования все еще в тренде».

Гораздо больший эффект может принести постепенное снижение ключевой ставки. Руководитель представительства «Эксперт-Лизинг» в Екатеринбурге Анастасия Ротарь именно с этим связывает интерес к лизингу со стороны клиентов: «Бизнес ждет снижения стоимости ресурсов и подстраивается под новые условия». Ключевым посылом для отрасли станет общий предпринимательский настрой на возобновление роста. Директор Уральского регионального филиала «Сбербанк Лизинг» Евгений Чернышев говорит, что у его компании возможности в предоставлении лизинга были всегда, ликвидность достаточная, однако около полугода клиенты не предъявляли спрос: «Бизнес ждал, куда развернется вектор. Теперь мы ощущаем интерес, появились запросы на сделки по приобретению автомобилей, оборудования, возвратный лизинг недвижимости».

Рынок лизинга на Урале и в Западной Сибири в 2014-м сжался впервые с 2010 года
Одной из главных особенностей состояния рынка стало увеличение числа розничных сделок. Этому способствовало сокращение крупных контрактов
«Эксперт Урал» №35 (655)



    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика