Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Сбалансировать давление

2016
Фото: Елены Елисеевой

«Эксперт-Урал» начинает серию публикаций, посвященных вопросам государственного надзора за деятельностью компаний. Эксперты насчитывают в России свыше миллиона проверяющих и более трех десятков видов надзора: санитарно-эпидемиологический, технологический, экологический, финансовый, страховой, строительный и многие другие. Наша задача — поднять проблему необходимости не столько снижения пресловутого «административного давления на бизнес», сколько формирования в стране такой системы, в которой сам бизнес пуще государственных органов надзора заботился бы о безопасности своих работников, своего производства и своей продукции. В основе этой системы — финансовая заинтересованность собственников и руководителей предприятий во внедрении наилучших доступных технологий, повышающих безопасность производства и улучшающих условия труда; непрерывное повышение уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала компаний; неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций за ущерб в результате аварии на опасном производственном объекте и т.д.

Что происходит сейчас? Со времени президентства Дмитрия Медведева снижение административного давления на бизнес государство декларирует исключительно как сокращение числа проверок со стороны надзорных органов. А раз снижается число проверок, нужно сокращать и количество проверяющих, что влечет за собой экономию бюджетных средств.

Вроде все в выигрыше. Однако логику здесь следует выстраивать в обратном порядке. Государство задумалось о снижении бюджетных расходов, соответственно инициировало процесс объединения ряда надзорных органов, сокращение их функционала и количества сотрудников, причем в первую очередь сотрудников низшего звена — инспекторов, непосредственно осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях. В итоге степень свободы бизнеса от административного давления оказалась обратно пропорциональна уровню безопасности наших граждан.

Простой пример. Раньше лифты, как пассажирские, так и грузовые, считались опасными производственными объектами (ОПО), поскольку они относятся к грузоподъемным механизмам, и их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Но федеральным законом обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО с марта 2013 года отменена. Кроме того, владельцам уже эксплуатирующихся лифтов рекомендовано вывести их из реестра ОПО. Очевидно, чтобы не загружать лишней работой надзорный орган. Ведь если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание (читай: ответственность) провести проверку выполнения требований промбезопасности. Результат — в последние годы аварии с лифтами (в том числе их падение с гибелью людей) стали случаться даже в новостройках, при этом ответственность возлагается только на эксплуатирующие организации, а органы государственного надзора оказались ни при чем. А если речь зайдет об ограничении или полной отмене проверок не только лифтов, но и опасных производственных объектов металлургического комбината или нефтеперерабатывающего завода? Обрадуется ли бизнес такой свободе с одновременным возложением на него полного груза ответственности?

По журналистской работе мы общаемся с руководителями многих предприятий, и нередко речь заходит о проблемах взаимодействия с надзорными органами. Как правило, ответ сводится к тому, что на эту тему лучше поговорить с соответствующим специалистом предприятия. Почему директора не владеют темой? Потому что пока этот вопрос не настолько значительный, чтобы решать его на уровне топ-менеджмента компании (конечно, за исключением налоговой и прокурорской проверок). Складывается парадоксальная ситуация: правительство критикует себя за избыточное административное давление на бизнес гораздо острее, чем делают это собственно представители компаний.

Вместе с тем сокращение числа проверок предприятий со стороны органов государственного надзора должно стать частью принципиально иной системы взаимодействия бизнеса с надзорными органами, в которой бы обе стороны разграничили ответственность и стали партнерами в сфере обеспечения безопасности граждан. Один из элементов новой системы взаимодействия — риск-ориентированный подход, внедряемый в настоящее время Ростехнадзором.

«Эксперт Урал» №43 (706)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама