Общество


Об эволюции партнерства

2016
Фото: Елена Елисеева

Некоммерческий сектор должен активно заимствовать у бизнеса инструменты для развития и способствовать продвижению лучших практик

Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ» опубликовал очередное исследование частных пожертвований в России (2015 — 2016 годы; опросы взрослого населения в 16 российских городах). По его данным, число россиян, жертвующих деньги на благотворительность, не меняется и составляет около 50% населения. Есть новые тенденции: два раза увеличилось число людей, жертвующих крупные суммы (более 5 тыс. рублей), а число тех, кто делает небольшие пожертвования (до 1 тыс. рублей), вдвое сократилось. «В перспективе этот тренд может привести к росту объемов частных пожертвований, — отмечают исследователи. — Он свидетельствует о росте лояльности и доверия людей к конкретным организациям, которые они готовы поддерживать все большими суммами». Немного увеличилась по сравнению с прошлым годом средняя сумма пожертвования — 3856 рублей. Исходя из нее и числа взрослого городского населения, можно сделать вывод: общая сумма средств, пожертвованных россиянами, составила около 143 млрд рублей в год.

Другая новость — все большую популярность приобретают онлайн-пожертвования: за два года почти в три раза выросло число людей, осуществляющих пожертвования с помощью банковской карты и через электронный кошелек. Сбербанк, к примеру, предлагает несколько удобных способов пожертвований в благотворительный фонд «Подари жизнь» — через любой банкомат, в пару касаний экрана смартфона через интернет-банк или отправив СМС с кодовым словом «Подари жизнь» и суммой перевода на короткий номер 900. Летом 2016 года Сбербанк и Фонд запустили акцию «Перечисли сдачу». Благодаря эквайринговому решению от банка в фонд можно перечислять сдачу от покупки по банковской карте, правда, пока такая услуга доступна только на заправках ЕКА (подробнее о новых формах см. «Благотворительность вместо сувениров»).

Это открывает перспективы более широкого распространения практики регулярных пожертвований и увеличения их размера, комментируют в «КАФ».

Третий позитивный вывод — расширился спектр социальных проблем, на которые жертвуются средства: это защита прав, помощь бездомным, защита окружающей среды, развитие местных сообществ, поддержка научных исследований. Расширение палитры представлений россиян о том, какие проблемы нуждаются в решении, и готовность к поддержке ранее непопулярных тем говорят об успешности усилий НКО в продвижении их проблематики в обществе.

Как развивается благотворительность, насколько успешно третий сектор работает с донорами?

Поймать ветер

Состояние некоммерческого сектора обсудили участники 14-й ежегодной конференции Форума доноров (ФД) «Управление благотворительностью: традиции, вызовы, инновации».

— Факторами, оказавшими наибольшее влияние на фонды, стали непростая экономическая ситуация, законодательные изменения и повышение доверия граждан к благотворительным организациям, — говорится в докладе ФД. — Для решения проблем необходимо развитие партнерства на разных уровнях и поиск новых направлений приложения усилий. Среди ресурсов — общественная поддержка, финансы, технологии, государственная поддержка и профессионализация сектора.

Обсуждения, которые состоялись на секционных дискуссиях (управление имиджем, стратегическое управление, управление персоналом, информационные технологии на службе управления благотворительностью), так или иначе фиксировали один неоспоримый факт — представителям российской благотворительности приходится действовать в условиях неопределенности, с оглядкой на происходящие вокруг события — экономические и политические.

На первое место по степени влияния на сектор поставлена экономическая ситуация в стране: увеличились трудозатраты на каждый привлекаемый рубль, сократились источники финансирования.

— Вопреки возможным предположениям, корпоративные и частные фонды не стали уменьшать финансовое обеспечение программной деятельности, — делятся наблюдениями эксперты ФД. — Сложнее было справиться с новыми реалиями фондам, ориентированным на внешнее финансирование. Очевидно, что поступление средств несколько сократилось, в то время как усилий для их сбора понадобилось больше.

Это коснулось в немалой степени фондов целевого капитала. Реакцией на этот вызов стала перестройка стратегии — оптимизация затрат, сокращение административных расходов и сосредоточение на самых важных с точки зрения социального эффекта программах.

— Несмотря на то, что в России и Германии очень разные традиции в области благотворительности (ведь у нас есть фонды, которым по 500 — 600 лет), проблемы и вызовы оказались очень похожи, — свидетельствует директор по коммуникациям и международным отношениям Software AG Foundation (Дармштадт, Германия) Петер Аугустин. — Та же стремительность развития и неизвестность, какие сложности будут завтра.

— Бюджеты фондов зависят от разных обстоятельств — курса валют, например, или политики Минздрава, — оценивает влияние на сектор исполнительный директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц. — Вырос курс доллара. Большая часть препаратов и оборудование — зарубежные, некоторых детей надо лечить за границей, бюджет пришлось корректировать. Сложно сказать, что будет дальше.

Как замечает директор по корпоративным коммуникациям BBDO Group Наталья Семина, сегодняшняя ситуация в мире похожа на виндсерфинг: «Под тобой доска, которая все время норовит ускользнуть, и нужно суметь вовремя поймать ветер».

Еще один важный блок вопросов связан с законодательным полем, не предусматривающим каких-либо стимулов для тех, кто готов оказывать финансовую поддержку фондам. По данным ФД, фонды сталкиваются с проблемой отсутствия экономических и налоговых стимулов для жертвователей из числа юридических лиц, а именно они обеспечивают финансовую основу существования НКО.

В ногу со временем

По мнению директора по счастью партнеров проекта «Полдень» Алексея Миняйло, главный вызов благотворительности — идти в ногу со временем:

— Российские НКО через 20 — 30 лет подхватывают то, что бизнес делает уже давно. Многие организации уже уходят в будущее, где бизнес воспринимается как семья или даже как живой организм, который эволюционирует сам. Однако в благотворительности об этом почти не говорят. Очень мало организаций, которые пытаются жить в парадигме, при которой организация самоуправляема, когда люди связаны не иерархией. Эта система более сложная, но более эффективная.

Директор департамента социального развития и инноваций российского Минэка Артем Шадрин предложил сектору заимствовать инструменты развития у бизнеса:

— Нужно создавать структуры, подобные бизнес-инкубаторам, только для НКО. Нужна определенная система для развития среды.

Тема партнерства с бизнесом, создания совместных проектов и их грамотной оценки — сквозная для конференций ФД. Есть немало удачных примеров таких партнерств, но гораздо больше ситуаций, когда союз разваливается на глазах из-за недопонимания, невозможности сформулировать общие задачи и реализовать их.

По словам президента БФ «Система» Елены Чернышковой, для эффективной работы с бизнесом надо знать, как он принимает решения. «Нужно четко понимать, что компании выделяют средства на благотворительность из собственной прибыли, — согласились участники конференции. — Доноры тщательно подходят к выбору благотворительных проектов, оценивают полезность проведения тех или иных акций».

Оценка эффективности — главная тема доклада ФД. «Для бизнеса, поддерживающего благотворительные проекты, оценка — это возможность критически посмотреть на проделанную работу: какой положительный эффект приносят программы для благополучателей и есть ли способ этот эффект увеличить», — говорят представители корпораций.

По данным ФД, для подавляющего большинства донорских организаций (более 80% от общего числа участвовавших в исследовании) оценка является неотъемлемой частью системы управления и развития. Правда, только у трети фондов стандарты и процедуры проведения оценки описаны во внутренних документах организации.

— Реакцией на кризисные явления и внешние вызовы должно стать появление партнерств как среди доноров разного типа, так и в секторе в целом, — резюмировали участники форума. — Предпосылки для этого сформировались, не хватает лишь активного продвижения уже существующих практик.

Благотворительность вместо сувениров

 015_expert-ural_46.jpg
Владимир Черкашин, председатель Уральского банка Сбербанка:

— Сотрудничество Сбербанка и фонда «Подари жизнь» началось в 2008 году. Тогда была выпущена первая в России одноименная благотворительная карта VISA, с каждой покупки по которой 0,3% от суммы операции со счета владельца перечисляется в фонд. Такую же сумму добавляет и перечисляет банк. За эти годы подопечным фонда «Подари жизнь» направлено 240 млн рублей, и вклад жителей Уральского региона в эту сумму весомый — владельцами карт «Подари жизнь» являются 13,2 тыс. жителей Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Республики Башкортостан.

Кроме того, Уральский банк Сбербанка с 2012 года участвует в акции фонда «Благотворительность вместо сувениров». Средства, предназначенные для корпоративных подарков нашим клиентам и партнерам, мы перечисляем в фонд. Эти пожертвования помогают детям с онкологическими, гематологическими, иммунными и генетическими заболеваниями продолжить борьбу с недугом и начать жить здоровыми. Современная медицина дает хорошие шансы на выздоровление большинству подопечных фонда, и помощь благотворителей позволяет провести лечение многих из тех, кто в нем наиболее нуждается.

Еще в одной совместной с фондом акции участвовали наши сотрудники. В отделениях банка были установлены «Коробки храбрости» — боксы для сбора подарков пациентам различных лечебных учреждений. Медицинские работники вручали их детям в награду за перенесенные болезненные процедуры. В целом по России за две недели акции для 52 больниц было собрано 160 «коробок храбрости» с 22 тысячами призов за смелость.

«Эксперт Урал» №46 (709)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама




    {# hmac_message ExternalIdentityAuthentication Websiteid 123 %}