Экономика


Потребитель возвращается

2016

Основой оживления рынка розничного кредитования стало рациональное мышление банковских клиентов

Анализ банковской статистики за девять месяцев этого года говорит о постепенном восстановлении розничного кредитования. Тенденции и перспективы банковского ритейла мы обсуждаем с управляющим розничным филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге Алексеем Долговым.

— Алексей Сергеевич, рынок розничного кредитования сжимался почти два года. Такого длительного спада сегмента в современной банковской истории еще не было.

— Это следствие изменения модели потребительского поведения. Декабрьские события двухгодичной давности, когда ключевая ставка выросла за один день на 6,5 пункта, стали настоящим шоком для экономики страны. Это повлекло значительное увеличение ставок по всем потребительским кредитам, что во многом определило модель поведения граждан в течение двух лет. В дальнейшем началось падение доходов населения. И от активного потребления частные клиенты банков перешли к стратегии экономии и сбережения. Потребители стали сокращать расходы за счет отказа от «лишних» трат, соответственно необходимость в новых кредитах снизилась. А поскольку экономическая ситуация долго не выправлялась, люди начали больше откладывать. Это хорошо видно по растущей динамике частных вкладов. По статистике, в период стабильности домохозяйства направляли на сбережения 5 — 7% доходов, за последние два года эта доля выросла до 12 — 15%.

— Улучшения ситуации с доходами населения в этом году не произошло. Откуда тогда рост кредитования?

— Изменилась денежно-кредитная политика. Банк России начал снижать ключевую ставку, и это оказало влияние на стоимость денежных ресурсов, соответственно, и ставки по кредитам начали снижаться. С середины октября этого года ВТБ в очередной раз снизил процентные ставки по всей линейке потребительских кредитов на 2 — 7 процентных пунктов. Теперь минимальная ставка по продукту «Кредит наличными» составляет 14,9% годовых. По программе «Снижение платежа» ставка для всех клиентов — 14,9% годовых в рублях, для «зарплатных клиентов» категории «Люди дела» — 13,9% годовых.

Кроме того, банки, в том числе и розничный ВТБ, ввели продукты рефинансирования, что помогло показать хорошую динамику. Мы предложили клиентам более гибкие условия, более выгодные ставки. Продуктом для целей рефинансирования «Снижение платежа» воспользовались более 14 тыс. человек с начала 2016 года. При этом суммарный объем выдач в розничном филиале нашего банка превысил 9,1 млрд рублей. В том числе благодаря этому продукту ВТБ в этом году растет быстрее рынка в целом.

Филиал в Екатеринбурге демонстрирует схожую динамику: по итогам девяти месяцев кредитный портфель увеличился на 9%, депозитный портфель — на 8%. Объем выдач 2016 года в сравнении с 2015 годом вырос на 86% по ипотеке, на 20% — по кредиту наличными.

— Ипотека в этом году действительно стала драйвером банковской розницы. Все дело в продлении государственной программы поддержки строительного сектора через субсидирование части ставки по кредиту в новостройках?

— Безусловно, продление государственной программы оказало положительное влияние на рынок. Но я бы обратил внимание на еще один важный момент — снижение стоимости ипотеки в целом. Ставки начинают возвращаться на уровень 2013 — 2014 годов. В нашем банке ставка по кредитам на покупку вторичного жилья составляет 12,1% годовых, а в рамках партнерских программ с застройщиками по программам господдержки — 10,9%. Как видите, разница не очень большая. То есть идет процесс выравнивания ставок. По итогам прошлого года доля продаж ипотеки с господдержкой составляла в целом по банковской системе 50%, сейчас она снижается. Собственные программы банков становятся конкурентоспособными.

— И это дает основание полагать, что с закрытием госпрограммы рынок ипотеки, жилищного кредитования не обрушится?

— Для этого нет предпосылок. Во-первых, как я сказал, в целом снижается стоимость ипотеки, во-вторых, снижаются цены на недвижимость, и люди будут стремиться приобрести квартиры. В подтверждение скажу, что сейчас на долю кредитов на покупку вторичного жилья по нашему филиалу приходится 70% выдач.

— Рост ипотеки действительно был колоссальный. А любой бум имеет последствия. Нет опасности, что в ипотеку вошли потребители, которые не смогли адекватно рассчитать долговую нагрузку?

— По крайней мере, в нашем банке таких рисков нет: ВТБ существенно пересмотрел методики оценки заемщиков. Наш банк сделал фокус на работу с собственной клиентской базой и клиентами, которые уже имеют в банке счета в рамках зарплатных проектов. Это позволяет с наибольшей степенью достоверности оценить уровень платежеспособности получателей ипотеки и избежать рисков. 90% заявок на ипотеку в нашем розничном филиале ВТБ получают одобрение, это говорит о том, что к нам идет хорошо подготовленный клиент. Изменение подходов к выбору заемщика коснулось не только ипотеки. Были введены дополнительные критерии оценки кредитоспособности и платежеспособности клиента и по другим продуктам. Мы видим историю клиента, его текущие операции, доходы и расходы, это позволяет правильно рассчитать риски.

— Как развивается рынок с точки зрения конкурентной составляющей? Какие изменения произошли в продуктовой линейке банков?

— Конкуренция банков в первую очередь строится вокруг стоимости продукта. Заметное изменение в продуктовой линейке потребительских кредитов — отсутствие плавающих ставок: сейчас на рынке практически нет зависимости стоимости продукта от суммы кредита.

— Какой вклад в рост банковской розницы вносит сервисная составляющая?

— Банки в последнее время очень много уделяют внимания развитию дистанционных каналов продаж. Стратегия ВТБ в этом вопросе — обеспечить возможность подачи заявки на кредит всеми удобными способами. Важно, чтоб у клиента был выбор канала общения с банком — в офисе, через интернет, через мобильные приложения.

— Какой прогноз динамики розничного кредитования в целом по рынку и по вашему банку вы закладываете до конца года?

— Наши аналитики считают, что в целом рынок потребительского кредитования по итогам этого года вырастет на 3 — 4%. Рассчитываем, что ВТБ закончит год с приростом 10 — 11% к 2015 году.

«Эксперт Урал» №48 (711)



    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика