Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Банковская карта будет бита

2017

Симбиоз банков и индустрии финансовых технологий может существенным образом поменять платежный ландшафт

- Моя цель жизни — убить банковскую карту как широко используемый платежный инструмент. Я убежден, что в ближайшие два года значимое количество платежей уйдет в онлайн. Будет так: потребитель получает счет за электроэнергию, а вместе с ним вопрос — «оплатить?».

И ему останется только нажать кнопку: «да» или «нет»…

Это провокационное заявление генерального директора компании iDSystems Андрея Федорца на форуме «B+S. Технологичный банкинг в Екатеринбурге» вызвало бурную дискуссию. «А как быть с тем фактом, что около 80% оборота в банкоматах все еще приходится на снятие наличных, 15% клиентов просят бумажный договор», — приземлил пафос представителя ИТ-сообщества один из топ-менеджеров регионального банка.

Впрочем, все это не более чем эмоции. На деле банки после короткого периода напряженности начали воспринимать индустрию финансовых технологий не как конкурента, а как партнера. Это хорошо видно и по изменению формата повестки форума «B+S. Технологичный банкинг». Если год назад в центре дискуссии была тема «финтех наступает, справятся ли банки», то сейчас банкиры рассуждают о том, как на волне технологических инноваций не упустить новые возможности для развития бизнеса.

По законам ИT

Директор по стратегическому развитию и корпоративным коммуникациям банка АК БАРС Илья Вельдер так обосновывает необходимость движения банков в сторону цифровых технологий:

— Рассчитывать на доход от кредитования сильно не стоит, рынок розничного кредитования будет прибавлять в среднем 6 — 7% в год. Конечно, у нас есть набор услуг, но сам по себе сегмент банковского сервиса расти не будет, прежде всего в силу демографических факторов. При этом элемент безналичного платежа все больше входит в жизнь российского пользователя, и в этом мы видим значительный потенциал. Поэтому банки должны сейчас очень хорошо подумать над тем, какими им стать в будущем — кредитными или транзакционными. То есть куда двигаться: в направлении разного рода банковских и небанковских сервисов или сделать надежный и защищенный бэк-офис и все. Мне кажется, это важнейшая дилемма, которая сегодня стоит перед менеджментом и акционерами.

Банки, взявшие за основу транзакционную модель, будут больше подчиняться законам рынка ИТ, нежели банковским. А элемент выживания любой технологической компании — критическая масса пользователей.

Директор по ИТ и технологиям АНО «Город Иннополис» Михаил Свердлов проиллюстрировал этот тезис конкретными фактами. О том, чем может закончиться невнимание к тенденциям потребления, говорит опыт некогда сверхуспешных брендов.

— Microsoft проиграл, потому что не успел захватить интернет. Nokia больше не существует как производителя сотовых телефонов, Polaroid нет как легко узнаваемого бренда. То же можно сказать о Xerox, Motorola. Вместе с тем Gett, Uber, Netflix, Alibaba и другие нашли новые ниши и буквально перевернули жизнь потребителя своими идеями.

Доказано: в трех отраслях — телекоммуникациях, ритейле и банкинге — информационные технологии не просто трансформируют бизнес, а становятся драйвером генерации добавочной стоимости.

— Внедрение технологий позволяет опережать конкурентов, захватывать новые ниши, и в конечном итоге зарабатывать больше, — аргументирует руководитель отдела перспективных технологий, директор стратегического развития ИТ УБРиР Михаил Цыкаров.

Облачные технологии для банков — это возможность размещения огромных массивов информации и сокращения издержек. Ценность больших баз данных уже не вызывает вопросов. Искусственный интеллект и роботизация все плотнее входят в повседневную жизнь, высвобождая самый дорогой ресурс — время. Биометрия позволит реализовать технологии удаленной идентификации клиента и расширит возможности дистанционных сервисов.

 

 019_expert_ural_22-1.jpg
 019_expert_ural_22-2.jpg
 019_expert_ural_22-3.jpg

Жизнь без нала

Однако на пути превращения финансовых инноваций в доходы много серьезных угроз. Доходный транзакционный бизнес возможен только при доминировании в экономике безналичного оборота. Пока доля наличных остается существенной, но динамика здесь все больше — на стороне банков и финтеха.

По расчетам аналитического центра «Эксперт», с 2008 по 2015 год розничный товарооборот в России вырос в два раза, а оборот по картам — в три. Доля безналичных платежей по картам выросла за последние восемь лет с 8% до 30%. В Московском регионе она достигнет 42%.

Позитивные изменения фиксируют и международные платежные системы, работающие в России. Три года назад на снятие наличных по картам Visa приходилось 89% оборота, в 2015 году — 73%. По прогнозам Visa в России, представленным на последнем банковском форуме в Сочи, безналичные обороты будут расти примерно на 20% в год и за ближайшие пять лет российский рынок электронных платежей как минимум удвоится

При этом аналитики отмечают сжатие среднего чека. Это значит, потребители идут с картой не только за крупными покупками. Более трети транзакций по картам Visa приходится на ежедневные нужды.

Росту безналичных платежей способствует и электронная коммерция. Желание сэкономить время и деньги толкает потребителя в интернет-магазин, и многие быстро приходят к выводу, что рассчитываться там безналичным способом удобнее.

Об эволюции платежного поведения россиян говорят итоги четвертого исследования, проведенного в этом году компанией PayPal. Как отмечается в его итогах, 19% респондентов указали, что начали с онлайн-платежей (для покупки билетов, пополнения счета телефона, оплаты ЖКХ и т.п.), а затем совершили свою первую покупку в интернет-магазине (обратная последовательность — у 5% опрошенных).

Безналичные платежи освоили уже почти 100% интернет-пользователей: у 99% есть платежные карты, и для платежей в оффлайне их используют 98%. Для сравнения, пять лет назад платежные карты были у 70% респондентов, расплачивались ими в оффлайне 51%.

Доля наличных денег в бюджете интернет-пользователей медленно, но устойчиво сокращается, констатируют авторы исследования. В среднем из 10 тыс. рублей на текущие расходы 6360 рублей тратится в безналичном виде. В 2015-м эта доля составляла 6180 рублей, в 2016-м — 6250 рублей.

Реестр защиты

Среди явных угроз, сдерживающих порыв финансовых технологий, — проблема безопасности. Банки остаются главной мишенью киберпреступников. По данным ЦБ, количество инцидентов с несанкционированным списанием средств через ДБО выросло с 1276 в первом квартале 2014 года до 15 684 в четвертом 2015-го. Выявляется и приостанавливается 40 — 60% мошеннических операций. И это обстоятельство сильно не нравится потребителю.

На конференциях часто приводятся итоги исследования «Лаборатории Касперского», согласно которым 36% пользователей отказываются от мобильного банкинга просто потому, что боятся потерять деньги. Поиск путей защиты идет интенсивно, на любом форуме по инновациям в банковской сфере обязательно есть секция, посвященная информационной безопасности.

Как показала экспертиза «Лаборатории Касперского», среди ключевых проблем безопасности банков — целевые атаки, DDoS-атаки, мобильные угрозы, программы-вымогатели.

— Проблемы есть, крадут все больше, — констатирует генеральный директор Safetech Денис Каламберг. — Почему так происходит? Потому что резко выросло, во-первых, количество вирусов-троянов, во-вторых, их качество. Все классические средства защиты, которые банки привыкли применять (различные токены, смс, генераторы одноразовых паролей), стали практически не эффективны. И для того, чтобы решить эту задачу, мы должны не просто пытаться навесить больше замков. Нужно идти по пути сегментирования клиентов, и для каждой категории выдать тот реестр защиты, который максимально будет соответствовать именно его потребностям.

Время маленьких шагов

При условии максимального использования благоприятных факторов и устранения угроз симбиоз банков и индустрии финансовых технологий может существенным образом поменять платежный ландшафт уже в недалеком будущем. Партнерам на этом пути придется перестраиваться и временами ломать стереотипы. Финтех расстанется с иллюзией, что технологии решают все: первые новаторы уже убедились, что путь от идеи до продажи продукта достаточно длинный. Банкам в свою очередь предстоит отказаться от ряда привычных вещей, например жизни в режиме больших и долгосрочных проектов.

— Мне кажется, сейчас время маленьких проектов, — рассуждает Илья Вельдер. — Даже в крупных интеграционных решениях нужны поступательные движения: сделать шаг, оценить результат, сверить с бизнесами и принять дальнейший план действий.

В погоне за технологичностью важно не забывать о сути банковской услуги, которая создана для людей. Мир меняется стремительно, но внедряя новые технологии, банки должны сохранять понятный и удобный сервис для клиентов.

Технология творчества

Нужно переходить от дискуссий к реализации технологических проектов и выработке регуляторных норм, полагает директор департамента стратегических проектов и член правления СКБ-банка Алексей Луценко

 020_expert_ural_22-1.jpg

— Я считаю, что ключевым трендом среди финансовых технологий в ближайшие годы станут мобильные дистанционные технологии. К этому готово общество, готовы клиенты. И этого очень хотят банки. Потому что в конечном итоге мобильные технологии позволят снизить издержи и сделать банковские продукты доступнее, проще.

Второй тренд — развитие платежных инструментов. Да, большая громоздкая платежка давно ушла в прошлое, банковские карты тоже понемногу теряют актуальность. А что дальше? Сейчас активно обсуждаются платежи на основе распределенного реестра (блокчейн), происходит превращение мобильного телефона в платежное средство. Для нас очень важный вопрос, какова будет позиция регулятора.

В нашу жизнь все больше входят «умные» технологии, основанные на применении Big Data. Как никогда актуальна проблема поиска специалистов, которые с этим готовы работать прямо сейчас. Их не так много, потому что компетенции по их воспитанию и взращиванию не наработаны в наших вузах, выпускники не готовы работать ни с данными, ни с банковскими системами.

Банковская индустрия и финтех находятся в стадии интенсивного поиска решений. Пришло время переходить от обсуждения к реализации новых технологических проектов и выработке регуляторных норм. Нам всем необходимо начать создание новой технологической среды, в рамках которой появится возможность реализовывать пилотные проекты и вырабатывать рекомендации к регулированию, основанные на практике. С этой целью в прошлом году Банк России совместно с рядом крупнейших банков страны создал Ассоциацию ФинТех (АФТ).

На данный момент определены подходы по ключевым направлениям деятельности АФТ: идентификация и менеджмент цифровой идентичности, технологии распределенного реестра, розничное платежное пространство и открытые API. Ассоциация сейчас формирует рабочие группы по этим направлениям с целью провести анализ международного опыта и российской практики в этих областях, разработать и внедрить конкретные бизнес-кейсы, полезные участникам АФТ и финансовому рынку. Кроме того, планируется разработать концепции открытых API, а также сформулировать предложения технических стандартов в области блокчеи?н и по изменению криптографических стандартов. Наш банк решил присоединиться к этой работе, и буквально две недели назад Наблюдательный совет Ассоциации принял решение о приеме в Ассоциацию семерых новых участников, в том числе СКБ-банка. 

Мы выбрали в качестве приоритетных направлений повышение технологичности банковских услуг и развитие сервисов дистанционного обслуживания. Сегодня мы работаем над новыми способами онлайн-взаимодействия с физическими, юридическими лицами. Кроме того, в планах банка создание инновационной системы, благодаря которой проверка клиентов перед кредитованием будет занимать минуты. И это только малая часть поставленных целей. Поэтому членство в АФТ для нас — это возможность участвовать в рабочих группах, создавать новые технологии и оперативно, в числе первых, внедрять их в работу.

Мы убеждены, что работа СКБ-банка в рамках Ассоциации позволит найти ответы на многие вызовы. Но также считаем важным в процессе поиска инноваций не забывать о клиенте. Дискутируя о биометрии, криптографии, облачных технологиях, мы должны думать о том, как обеспечить заботу о потребителе, сделать так, чтобы ему с банком было действительно комфортно, спокойно и надежно.

Рост дистанционного обслуживания привел к взрывному росту мошенничества
С 2008 года обороты оп пластику выросли в шесть раз, а доля безнала в них с 8% до 31%
С 2008 года количество выпущенных карт увеличилось в 2,5 раза, а счетов с дистанционным доступом в семь
«Эксперт Урал» №22 (729)



    Реклама



    Реклама