Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Русский bond

2017

Инвестиционная индустрия больше двух десятков лет пыталась раскачать рынок публичного заемного капитала. И впервые за всю историю сегодня на стороне брокеров и инвестбанкиров стоят и конъюнктура, и регулятор российской

В российской экономике пока работает фактически один канал перераспределения ресурсов через банковский вклад и кредит. Низкий уровень развития рынка публичного заемного капитала делает систему уязвимой. Но есть все основания полагать, что наступает разворот тренда. 

Перелом

«После спада в 2014 году прекратилось уменьшение числа эмитентов и выпусков корпоративных облигаций: количество эмитентов облигаций в котировальных списках первого и второго уровней вернулось к значениям годичной давности, а количество выпусков облигаций в таких списках выросло на 13,4%», — отмечается в последнем обзоре НАУФОР «События и факты».

К середине этого года объем внутреннего рынка корпоративных облигаций по номиналу перешел психологическую отметку в 10 трлн рублей и достиг 10 230 млрд рублей, увеличившись на 21,8% (везде, где не указано иное, сопоставление с аналогичным периодом предыдущего года). Это лучшая динамика за последние годы.

В первом полугодии-2017 облигации разместили 117 компаний — на 1,7% больше. В количественном выражении число эмитентов, проведших новые размещения, увеличилось незначительно, но в объемном выражении рост новых размещений выглядит существенно — 22,3% до 1,057 млрд рублей. По итогам июня 2017 года на внутреннем организованном рынке присутствовали 338 российских эмитентов.

Эксперты связывают рост с общим улучшением ситуации в экономике и снижением стоимости заимствований в результате смягчения денежно-кредитной политики.

По оценкам ведущего аналитика Промсвязьбанка Романа Насонова, доходность корпоративных облигаций в первом полугодии 2017 года уверенно снижалась, отыгрывая понижение ключевой ставки ЦБ на 100 б.п. с начала года. Индекс IFXCbonds опустился за полгода с 9,85% до 8,85% годовых.

По мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, некоторые компании решили заместить рыночным долгом займы, взятые у банков, фактически проводя рефинансирование долга и оптимизируя стоимость его обслуживания.

Позитивные изменения заметны и на уровне спроса. 

— Рост российской экономики, продолжение снижения уровня инфляции и ключевой ставки ЦБ РФ, стабильный рубль привлекли к рынку внимание широкого круга инвесторов, — перечисляет глобальные факторы заместитель руководителя управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Алексей Коночкин.

Сыграли и факторы разовые. По мнению Романа Насонова, спрос на корпоративные бумаги поддержали банки, имеющие избыток ликвидности, а также НПФ, испытывающие приток пенсионных денег. Кроме того, на фоне заметного снижения доходности ОФЗ в мае-июне банки частично сместили интерес на покупку корпоративных бондов качественных эмитентов. 

Разбавь компанию 

Правда, возможностями конъюнктуры пользуются в основном эмитенты, которые давно присутствуют на рынке: крупные банки и госкомпании. «Крупнейшими заемщиками на рынке облигаций являются НК “Роснефть” с долей рынка в 20,7%, ПАО “РЖД” (6,1%), ФСК ЕЭС (3,4%). Эти компании увеличивают долю заемных средств в общем капитале для финансирования высоких капиталозатрат», — обращает внимание на структуру долга старший аналитик QBF Роман Кузнецов. 

Профессиональное сообщество уже много лет ломает голову над тем, как разбавить эту компанию. Инструменты и технологии вывода на рынок публичного капитала компаний среднего уровня стали предметом дискуссии круглого стола «Возможности привлечения финансовых средств для промышленных предприятий с рынка капитала» форума Иннопром-2017. 

— Рынок капитала в России сложился. Но этот рынок ориентирован на крупного эмитента и высококвалифицированного инвестора, — констатировал, открывая дискуссию, заместитель директора департамента развития финансовых рынков Банка России Алексей Орлов. 

«Занимайте дешевле и без залога» — с этим призывом профессиональное сообщество фондового рынка выходит к бизнесу уже как минимум лет пятнадцать.

Продажа историй 

На первых этапах развития долгового рынка промышленные компании пугала сложная и дорогостоящая процедура регистрации проспекта эмиссии корпоративных облигаций в ЦБ. Первопроходцы до сих пор вспоминают это время как страшный сон. Во многом благодаря лоббированию со стороны профессиональной индустрии этот барьер удалось убрать. 

В 2007 году появилась законодательная база для запуска биржевых облигаций — бумаг с более либеральной процедурой регистрации (проспект эмиссии регистрируется на Московский бирже). Благодаря этому на рынок заимствований смогли выйти многие компании из регионов. В целом по стране за последние пять лет доля облигаций в объеме корпоративного долга выросла с 31% до 37%. Проанализировав историю выпусков Уральского филиала Московской биржи, мы насчитали более 30 компаний базовых отраслей промышленности, с разной степенью интенсивности действующих на рынке публичного заемного капитала. Чтобы передать характер тренда, назовем некоторых эмитентов из промышленного сектора: ММК, ЧТПЗ, Уралвагонзавод, РМК, Ашинский метзавод, «Геотек Сейсморазведка», Ноябрьская ПГЭ, МРСК Урала, ГТЛК, Ямалстройинвест, УОМЗ. В 2016 году на рынок вышла компания, представляющая сектор новой экономики — «Эр-телеком-холдинг». Отметились на рынке заимствований и почти все крупные региональные банки — Запсибкомбанк, УБРиР, СКБ-банк.

На основе практики сформировался неформальный набор параметров для эмитентов второго эшелона. 

Как известно, кредитный менеджер банка при оценке заемщика смотрит на его бизнес и обеспечение. А привлекая деньги с рынка, компания может не считать количество объектов недвижимости в собственности. Но она должна убедить множество инвесторов в том, что в состоянии вернуть деньги в срок и с процентами. Для этого она должна сказать, кто конкретно берет деньги, — то есть показать юридическую структуру. Инвесторы, естественно, захотят знать, за счет чего они получат назад свои деньги, поэтому придется показать бизнес-модель и владельцев бизнеса. Но, пожалуй, главное правило сформулировал в ходе иннопромовского круглого стола директор по работе с эмитентами BCS Global Markets Рустем Кафиатуллин: «Компания продает свою историю, в которую инвесторы должны поверить, и эта история должна быть успешной».

Кроме того, потребуется пройти некоторые дополнительные формальные процедуры. Наличие аудированной отчетности по МСФО сейчас уже не является обязательным, но и лишним не будет. Институциональные инвесторы — НПФ и страховые компании — могут размещать пассивы только в бумаги, имеющие рейтинги российских агентств. И если компания хочет иметь расширенный круг инвесторов, придется потратить время, чтобы получить соответствующие рейтинги. 

Количество выпусков облигаций выросло на 9% 021_expert_ural_38-1.jpg
Количество выпусков облигаций выросло на 9%
Объем рынка в денежном выражении - около 17 трлн рублей 021_expert_ural_38-2.jpg
Объем рынка в денежном выражении - около 17 трлн рублей
Количество эмитентов, разместивших новые выпуски в первом полугодии 2017 года выросло на 1,7% 021_expert_ural_38-3.jpg
Количество эмитентов, разместивших новые выпуски в первом полугодии 2017 года выросло на 1,7%
Объем новых выпусков вырос на 22,3% 021_expert_ural_38-4.jpg
Объем новых выпусков вырос на 22,3%

Нужно изначально приготовиться к тому, что на все это понадобится не два-три дня, а не меньше трех-четырех месяцев. Несмотря на то, что формальных ограничений не существует, практика показывает: выходить на рынок целесообразно, когда потребность в заимствованиях составляет как минимум 500 млн рублей, а средний срок займов — полтора-два года.

На Урале немало средних компаний, которые могли бы предложить рынку свою историю, и их не пугает набор формальных требований. В частных беседах собственники говорят не об издержках и процедурах. Одно дело раскрыть управленческую отчетность перед менеджером банка, другое — всему рынку. Риски недружественного поглощения в России не сняты, и это уже вопрос не регуляторных настроек, а качества институтов и деловой среды в целом. 

Оружие для второго эшелона 

Тем не менее индустрия движется вперед. «Мы продолжаем адаптироваться под новые потребности рынка», — формулирует курс директор департамента фондового рынка Московской биржи Глеб Шевеленков.

Получивший года четыре назад статус мегарегулятора Банк России начал реализацию программы всестороннего развития рынка корпоративного долга, которая в народе получила название «бондизация». 

В рамках дальнейших шагов по упрощению входа на рынок появился новый инструмент — коммерческие облигации. Они в отличие от биржевых предлагаются ограниченному кругу лиц и размещаются вне биржи по закрытой подписке, соответственно реклама должна быть адресована конкретным инвесторам и построена на индивидуальной работе. 

За круглым столом Иннопрома директор департамента ценных бумаг НКО «Национальный расчетный депозитарий» Татьяна Тростяницкая подвела первые итоги запуска инструмента: 

— С августа 2016 года зарегистрировано более пяти программ и 13 выпусков коммерческих облигаций, десять выпусков уже размещено. Объемы программ — от 300 млн до 100 млрд рублей, чаще всего эмитенты делают программы бессрочными. По объемам размещенные выпуски разделились на три группы: маленькие (на суммы от 20 до 50 млн рублей), средние — от 100 млн рублей и крупные (в районе 1,5 млрд рублей). Срок обращения от одного до пяти лет. 

По наблюдениям Татьяны Тростяницкой, можно выделить два типа заимствований по целям. Первый — хорошо знакомые друг другу партнеры оформляют таким образом финансирование одной компании средствами другой. Это своего рода клубная сделка. Среди таких компаний есть и финансовые, и промышленные, и ритейл. Вторая группа компаний использует коммерческие облигации как пробный шар, чтобы создать рыночную историю. 

Время для пробы сил новичков сейчас, пожалуй, наиболее благоприятное. Похоже, что тренд на снижение стоимости заимствований вслед за ключевой ставкой вошел в устойчивую зону. 

Ставки размещения облигации эмитентов второго эшелона априори выше, чем первоклассных заемщиков, и бумаги компаний среднего уровня на фоне снижения доходности первого эшелона имеют наибольший шанс вызвать интерес инвесторов. То есть можно рассчитывать на хорошие итоги размещения. Тем более что регулятор продолжает поиск моделей экономических стимулов для средних компаний.

С аргументами в руках 

Вторая часть программы бондизации направлена на расширение спроса. Основные покупатели российских бондов — все те же банки, НПФ и страховые компании. Катастрофически низкая доля населения на фондовом рынке, 1 — 2%, давно является предметом беспокойства и профессионального сообщества, и регулятора. 

В последние два года интерес к этой форме инвестиций со стороны населения несколько вырос благодаря запуску индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). За два года их открыли почти 70 тыс. человек, не имевших ранее брокерских счетов. В портфеле владельцев ИИС корпоративные облигации занимают 20%. Если до введения ИИС доля частных инвесторов в обороте на рынке облигаций составляла 2%, то в 2016 году — около 5%. 

Именно сейчас настал момент, когда эту пропорцию можно увеличить, сделав банковскому заемщику выгодное предложение. 

— У клиентов заканчиваются депозиты, а текущие ставки по вкладам не выглядят так привлекательно в сравнении с потенциальной доходностью облигационных фондов. На данный момент объем депозитов физических лиц в российской банковской системе превышает 24,9 трлн рублей. Потенциал для дальнейшего перетока этих средств в инвестиционные продукты огромен, — считает председатель совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимир Потапов. 

Действительно, такого низкого уровня ставок по депозитам не было за всю историю российской банковской системы, да и часть населения, возможно, будет психологически не готова держать деньги в банке под 7% годовых.

Конечно, речь идет о банковских вкладчиках, имеющих солидные суммы сбережений и готовых к инвестициям на длительный срок. По статистике АСВ, в первом квартале 2017 года вклады в диапазоне от 700 тыс. до 1,4 млн рублей увеличились на 2,4% в суммарном выражении, в диапазоне от 100 до 700 тыс. рублей — всего на 0,4%, а вклады до 100 тыс. рублей сократились на 8,9% .

Начальник аналитического управления НАУФОР Александр Трегуб считает, что аудиторию можно убеждать с цифрами на руках: 

— Августовская статистика Банка России показывает, что максимальная процентная ставка по депозитам находится на уровне 7,5%. Если взять в качестве индикатора совокупный доход инвестора в корпоративные облигации по индексу MCX CBI TR, то за первое полугодие текущего года этот доход составил около 12% годовых. 

Дополнительным аргументом могут стать налоговые льготы. В марте этого года опять же по инициативе индустрии и регулятора Госдума приняла закон об освобождении частных инвесторов от уплаты налога с купонного дохода по облигациям российских организаций, выпущенных с 2017 по 2020 год.

Баланс интересов 

Активный выход компаний и частных инвесторов на рынок ценных бумаг позволит перераспределить ресурсы в экономике, считает заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Светлана Фурдуй 

Заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Светлана Фурдуй  022_expert_ural_38-1.jpg
Заместитель начальника Уральского главного управления Банка России Светлана Фурдуй

— Светлана Валерьевна, Банк России реализует комплекс мер по развитию рынка корпоративного долга. Каковы цель этой программы и предполагаемый эффект?

— Банк России определил задачу развития финансовых рынков как одну из приоритетных. Активный выход компаний и частных инвесторов на рынок ценных бумаг поможет перераспределить ресурсы в экономике. Облигации как инструмент финансирования уже приобретают популярность: крупнейшие заемщики с положительной кредитной историей используют эту возможность, расширяя круг инвесторов за счет средств пенсионных и страховых фондов, накоплений физических лиц. При этом банки высвобождают ресурсы — финансовые и организационные — для их использования в кредитовании малого и среднего бизнеса. Около 40 субъектов РФ и пяти муниципалитетов сегодня имеют облигации в обращении. Количество эмитентов в корпоративном секторе — в десять раз больше.

Граждане чаще всего используют один инструмент для сбережений — вклады, проценты по которым неизбежно уменьшаются. В этой связи рынок облигаций представляет гораздо больший вариант доходности. Однако важно помнить, что в отличие от банковского вклада средства, вложенные в облигации, не застрахованы государством. Поэтому необходимо тщательно изучить и оценить надежность компании-эмитента, ее кредитную историю и репутацию, уточнить уровень ее кредитного рейтинга, а также проверить надежность брокера или банка, через который планируется покупать облигации.

— Как заинтересовать частных инвесторов?

— С 1 января 2018 года для граждан купонный доход по российским рублевым облигациям, выпущенным с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года, не будет облагаться НДФЛ. Этот шаг должен сделать облигации привлекательным инвестиционным инструментом, и мы ожидаем, что количество частных инвесторов в России значительно увеличится.

— Есть ли инструменты стимулирования региональных компаний среднего уровня к выходу на рынок публичного заемного капитала? 

— Обсуждается вариант поддержки субсидирования процентных ставок по облигациям по схеме аналогичной субсидированию процентных ставок по кредитам. Пока Банк России провел предварительные консультации с Минфином и Минэкономразвития. 

— Какие ограничения мешают собственникам компаний более активно задействовать этот способ заимствований? 

— Основным ограничением можно назвать недостаточную информированность компаний о преимуществах приобретения и процессе организации облигационного выпуска, а также несформировавшийся рынок частных инвесторов. Психологический барьер также является существенным, компаниям трудно сделать «первый шаг» к более сложному и незнакомому инструменту. Кроме того, одним из условий некоторых выпусков облигаций является информационная открытость компании. Публичный рынок основан на том, что инвесторы получают информацию о заемщике, которому они дают деньги. Для некоторых компаний это может стать барьером. 

Количество выпусков облигаций выросло на 9%
Объем рынка в денежном выражении - около 17 трлн рублей
Количество эмитентов, разместивших новые выпуски в первом полугодии 2017 года выросло на 1,7%
Объем новых выпусков вырос на 22,3%
«Эксперт Урал» №38 (741)



    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным. 20 ноября читайте интервью Дмитрия Кобылкина


    Реклама