Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Сделка ждет одобрения

2018

Продуктовый ритейл в регионах не может противостоять крупнейшим федеральным сетям

К омпания X5 Retail Group, одна из ведущих мультиформатных розничных компаний России (управляет магазинами формата «у дома» под брендом «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель», магазинами «экспресс-ритейл» под различными брендами), намерена выкупить права аренды на 100 супермаркетов крупнейшей башкирской сети «Полушка» (оператор «Уфимский гастроном»). Все магазины (38 из них в Уфе) планируется интегрировать в сеть «Пятерочка». Сделка ожидает одобрения Федеральной антимонопольной службы: по закону, магазины одной сети не могут занимать больше 25% розничного рынка продовольствия в одном регионе. Стоимость сделки в X5 Retail Group не раскрывают, эксперты рынка оценивают ее не более чем в 1 млрд рублей. Группа считает Башкортостан стратегически важным регионом (за прошлый год в республике открыто 72 магазина: на 31 декабря там насчитывалось 242 «Пятерочки», четыре «Перекрестка», три «Карусели»).

О планах резкого расширения сети за счет поглощений Х5 речи пока не ведет: в компании говорят о точечных приобретениях, которые создают стоимость для бизнеса, соответствуют стратегии компании, а также не оказывают негативного влияния на операционную деятельность. При этом число привлекательных активов на рынке для поглощения постоянно сокращается.

Большие, но Х5

X5 Retail Group остается самым быстрорастущим ритейлером в России. 2017-й стал рекордным по числу новых торговых точек — 2,93 тыс. магазинов (прирост торговой площади — 1178 тыс. кв. м). Более 90% магазинов получили имя «Пятерочка», сегодня их количество в стране — более 10 тысяч, «Перекрестков» — 584, «Каруселей» — 91. В декабре группа объявила о покупке у ритейлера «О'Кей» 32 супермаркетов (в том числе четырех в Москве и 18 — в Санкт-Петербурге), одобрение сделки от ФАС уже получено. Оценивается она в 8 млрд рублей, активы планируется перевести под бренд «Перекресток».

В Ижевске в планах «Перекрестка» открыть четыре объекта, начат набор персонала.

Благодаря значительному увеличению количества магазинов показан самый большой рост выручки — на 25,5% по сравнению с показателем 2016 года до 1 трлн 286,6 млрд рублей. Хотя ситуация в розничном секторе в целом была не слишком благоприятной для продавцов. Реальные доходы населения с учетом инфляции по итогам года сократились на 1,7%, продолжив негативный тренд предыдущих трех лет. Однако, согласно данным Росстата, общий оборот розничной торговли вырос на 1,2% по сравнению с падением на 4,6% в 2016 году (в сегменте продовольствия — 0,5%, в сегменте непродовольственных товаров — 1,9%). Несмотря на слабую динамику потребительского спроса, Х5 Retail Group и «Лента» стали лидерами роста в продовольственной рознице, они не только увеличили количество магазинов, но и добились 5-процентного прироста сопоставимых продаж (LFL), обусловленного позитивной динамикой как трафика, так и среднего чека.

Маленькие, но свои

Владельцы «Полушки» планируют после продажи части площадей федералам переформатировать бизнес в магазины у дома. В «Уфимский гастроном» (образован в декабре 2017 года с уставным капиталом 966,5 млн рублей путем выделения из АО «Форвард», работающего с 2001 года; владелец Алик Бикбулатов) вошло 100 торговых объектов из 200 (на 1 декабря), которые не вписываются в дальнейшую стратегию развития сети малыми форматами.

Зато текущая сделка полностью укладывается в стратегию X5 по получению контроля над площадями региональных торговых сетей, отмечают в «Infoline-Аналитике». А около года назад по той же схеме начал действовать и основной конкурент X5 — «Магнит». Но у X5 есть преимущество: плотность продаж у «Пятерочки» выше, соответственно, компания может предложить более высокую арендную ставку. О продаже недвижимости речи в данном случае не идет.

Намерение Х5 выкупить в аренду магазины сети «Полушка» — не единственный эпизод, иллюстрирующий сдачу башкирскими ритейлерами собственного рынка.

Постепенно сворачивает бизнес одна из старейших продуктовых сетей в республике — «Матрица», у которой остался последний супермаркет в Стерлитамаке. Сетью управляет ООО «Гросском» (ранее «Универсал-Трейдинг»), зарегистрированное в Уфе. В последний раз компания раскрывала финансовые показатели в 2015 году, тогда ее выручка от продаж составила всего 4,7 млн рублей, а прибыли не было. По данным Федеральной налоговой службы, в сентябре минувшего года «Гросском» подал заявление о ликвидации.

С сентября вступила в банкротство и компания «Продтовары», владевшая магазинами под несколькими марками: «Семерочка», «Тэмле», «Заря» и «Азык-Тулек». Обязательства АО «Продтовары» перед кредиторами, по зарплате и обязательным платежам превышают 265 млн рублей.

Рентабельность бизнеса продуктового ритейла в целом сильно просела из-за снижения платежеспособности населения. Федеральные компании чувствуют себя на рынке несопоставимо устойчивей, поскольку располагают гораздо большими ресурсами, чем регионалы: у них дешевые кредиты, широкая линейка, много поставщиков. Они могут позволить себе и большие сроки окупаемости, это позволяет им развиваться. А местный не окупил затраты на магазин — через полгода идет на банкротство.        

«Эксперт Урал» №6-7 (756)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама