Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Экономика

Игра на интерес

2018

В российских мегаполисах прочно укрепились барные викторины множества разновидностей. Они не только конкурируют друг с другом, но и совместно генерируют аудиторию

Безбашенные» — это мы: в команде со мной мужчина — музыкальный продюсер и две девушки — бухгалтер и индивидуальный предприниматель. Мы играем в барные викторины — квизы. Пришли они в Россию из Европы и США и расплодились в российских мегаполисах за последнюю пятилетку во множестве.

Участники игр делятся на команды, едят, пьют, общаются и отвечают на вопросы. В конце игры считаются очки. Команды-победители получают призы, как правило, чисто символические: билеты на концерт, бутылку вина, сет роллов. Команды нередко мигрируют из одной барной викторины в другую: у каждой разновидности игр есть своя специфика, и люди выбирают ту, где, на их взгляд, наиболее приемлемые вопросы и лучшее шоу. В Екатеринбурге команд больше трехсот: «Олимпийские атлеты из России», «Лучше бы в бар пошли», «Белые каски», «Улыбаемся и пишем», «Санкционные фрукты», «Места перед нами куплены». Игры — «60 секунд», «Мозгобойня», «Квиз Гуру», «Игры Разума» и многие другие. Активнее других раскрутилась «Мозгобойня» (создана в Белоруссии в 2012 году, в российских городах распространяется в основном по франшизе): проводит серии игр по четыре дня в неделю одномоментно уже в четырех ресторанах города, и в каждой из таких игр — по 200 — 300 участников.

Весной в Екатеринбурге прошли первые игры еще одной барной викторины — «Интеллектуальной кухни». Это проект пермского предпринимателя Павла Шевченко, неоднократного победителя телевикторины «Своя игра».

Испытано на детях

— Павел, что заставило вас бросить работу в министерстве образования Пермского края?

— Так случилось, что с момента окончания университета я всегда работал с одаренными детьми, организовывал для них олимпиады, фестивали, лагеря, конференции, конкурсы. В министерстве образования я не занимался общением с ребятами, там была в основном бумажная работа, это не мое. Сейчас я исполнительный директор Центра развития одаренности в Перми. В наших проектах принимают участие дети и подростки многих российских регионов. Например, каждый год организуем профильные лагеря для ребят, которым интересна та или иная наука. Это моя основная работа. А викторина начиналась для души.

— Когда и как была создана «Интеллектуальная кухня»?

— У нас есть регулярный чемпионат Пермского края по интеллектуальным играм среди школьников, проводим его очень давно, с 1993 года. И сейчас среди участников взрослой викторины «Интеллектуальная кухня» достаточное количество тех, кто приходил к нам и играл еще ребенком.

Несколько лет назад в Пермь пришла одна из барных викторин традиционного формата. Мы посмотрели и решили — нам тоже есть что показать. Придумали свой формат и осенью 2016 года запустили в Перми проект «Интеллектуальная кухня».

— Сколько городов вы охватили за эти полтора года?

— Пока три: Пермь, Екатеринбург и Чайковский. Еще два активно интересуются.

— Барные викторины в основном распространены в мегаполисах. А Чайковский — совсем небольшой город…

— В таких городах тоже есть люди, желающие себя реализовать: развлечений не очень много. Тем более что у нас там человек, которому интересно этим наниматься. Игра идет неплохо.

— Вы оформили патент на свою викторину?

— Сейчас ведем работу в этом направлении. Понятно, что мы многое взяли из других игр. Но у нас есть и собственные фишки, которые, на наш взгляд, отстраивают «Интеллектуальную кухню» от других барных викторин. Копирования нашей игры я не боюсь. Самое главное, что у нас есть презентация, достаточно серьезная и навороченная.

— А вас самих не обвиняют в плагиате? Многие вещи очень похожи на другие барные викторины, например, на «Мозгобойню».

— Я бы сказал, что мы в чем-то с «60 секундами» перекликаемся, а от «Мозгобойни» совсем далеко. Но источники вдохновения те же: викторины, которые проводятся в западных странах уже многие годы. Оригинальные названия игр мы, конечно, не используем и мы сделали все, чтобы от них отстроиться.

— «Мы» — это кто? Команда единомышленников? Юрлицо?

— Есть небольшая группа, которая делает эти игры, потому что в одиночку организовать что-то очень сложно. Мы работаем вчетвером плюс партнеры в городах. Работаем от организации, платим налоги. Соучредители компании — два человека, мы с супругой. Остальные работают за зарплату.

Безналичные расчеты

— Ваша компания уже достигла уровня рентабельности?

— В Перми мы вышли в прибыль за полтора месяца, с учетом того, что надо было приобрести пару проекторов и пару ноутбуков, кроме того, в отличие от многих других барных викторин мы выдаем брендированные блокноты с ручками каждому участнику игры плюс призы командам, занимающим первые три места. Надеюсь, что в других городах игра достигнет уровня рентабельности также быстро.

 021_expert_ural_28-1.jpg
 021_expert_ural_28-2.jpg

— На каких условиях вы договариваетесь с ресторанами? Кто в ком больше заинтересован?

— Пока заинтересованы больше мы. Но в Перми, после того как у нас стал набираться полный ресторан «Партизан», а это 30 команд, заведение попросило пощады. В итоге мы сейчас там проводим не одну, а две игры — днем и вечером. При этом оставляем кусочек зала для обычных посетителей.

На меня выходили представители других пермских ресторанов, я им отказал.

У нас с «Партизаном» очень хорошие парт­нерские отношения. Когда мы начинали, это был наш совместный с рестораном проект. Вместе всё продумывали и денег вложили поровну.

— Ресторан фиксирует повышение выручки в день игры?

— Конечно. Когда приходит 250 человек, пусть даже каждый закажет только по бокалу пива, получается хорошая выручка. А ведь заказывают не только пиво.

— Для самих организаторов викторины, очевидно, основные доходы — взносы участников?

— Да, но есть несколько вариантов формирования доходов от игры. Я знаю барные викторины, которые во взаимоотношениях с ресторанами держат все карты открытыми. Ресторан показывает, сколько он заработал, и процент с выручки идет организаторам викторины. Организаторы викторины со своей стороны говорят, сколько они заработали от взносов участников, и отчисляют процент ресторану. Получается такое перекрестное опыление.

Мы решили не совать нос в чужие дела. У каждого есть свой кусок, его и ест. Но мы с «Партизаном» нашли замечательную форму взаимодействия: мы не бегаем с наличкой, ресторан включает участие в игре в счет посетителя (350 рублей с каждого участника), потом деньги пересылает на счет нашей организации. Рекомендуем всем такой формат взаимодействия с ресторанами и в других городах проведения «Интеллектуальной кухни».

— «Мозгобойня» развивается в других городах в основном по франшизе. Вы планируете поступать так же?

— В Екатеринбург «Интеллектуальная кухня» тоже пришла по франшизе. Правда, это у нас называется «партнерское соглашение» в силу того, что пока бренд не защищен. Как только мы зарегистрируем товарный знак, переоформим на франшизу, потому что франшиза — это в первую очередь использование товарного знака.

— В какие города планируете прийти в ближайшее время?

— Есть интерес по Ижевску, Казани, Санкт-Петербургу. Мы не лезем далеко, надо начинать с чего-то понятного.

— В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге присутствует уже большое количество барных викторин. Ощущаете конкуренцию с их стороны?

— Конечно, конкуренция присутствует. Но если игра хорошая, на нее всегда найдется аудитория. А наличие большого количества игр аудиторию генерирует. Примерно такой принцип: кто-то пришел, поиграл, но недотягивает, постоянно выигрывают одни и те же.

«А мы на другую викторину пойдем, вдруг там выиграем». Пошли. «О, тут интересно, останемся здесь». В больших городах аудитория для викторин уже подготовлена, и это хорошо.

— Сколько разновидностей барных викторин существует в российских городах?

— Достаточно много. Точного количества не знаю, потому что некоторые играются локально, некоторые присутствуют только в маленьких городах. Допустим, есть у нас в Пермском крае город Березники, там проводят три разные викторины, не известные за пределами этого города. В каждой из них участвуют по три-пять команд. В Екатеринбурге я насчитал около десяти барных викторин. Но викторина викторине рознь. Есть сделанные качественно — и вопросы приятные, и антураж. А есть игры, которые готовятся на коленке, тяп-ляп, лишь бы по-легкому деньги срубить. Я смотрю, кто сейчас организовывает викторины. Очень многие — бывшие кавээнщики. Ну что там вопросики написать? Открыл википедию и готово. Ведь кажется, что все легко. То есть акцент делается на ведение самой игры, с шутками-прибаутками, а на качество вопросов внимание обращается в меньшей степени. Есть другая крайность, когда хорошие вопросы, но нет ни антуража, ни качественного ведения. Но чаще всего все где-то посередине.

Приходи и участвуй

— На какую аудиторию вы ориентируетесь?

— Это как раз один из тех моментов, про которые я говорил, что мы стараемся отстроиться от других барных викторин. «Интеллектуальная кухня» рассчитана на аудиторию со средним возрастом 35 — 45 лет. Есть молодежь, но ее не так много, как на той же «Мозгобойне» или «60 секундах». А есть и люди совсем пожилого возраста, под 70 и за 70. Наши вопросы практически не содержат современной музыки, условно «от Ольги Бузовой». При этом достаточно большой пласт тем для людей среднего возраста: «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны», «Экономика должны быть экономной», «Олимпиада-80» и другие. Для большинства участников нашей игры это не просто история, а часть жизни.

— В чем причина популярности барных викторин в наше время?

— Это один из способов интересно провести время. Помните, несколько лет назад были очень популярны квесты? Они отошли в тень. Почему? Невозможно квест постоянно менять. Если ты его сделал, значит, должно через локацию пройти определенное количество народа, чтобы вложения окупились. А на викторине каждую неделю новые вопросы и каждую неделю может быть новый победитель. Дело ведь даже не в том, чтобы выиграть главный приз. Главное — почувствовать азарт гонки. В Перми у нас играет команда под названием «Вспомнить всё», она создана меньше года назад и регулярно выигрывает. В ее составе журналисты, директор Пермской художественной галереи, хозяйка частной музыкальной школы, телеоператор. Вчера после первого раунда они были пятнадцатые из 17 команд, но по результатам последнего раунда все-таки выбрались на первое место. Было очень интересно наблюдать, как они поднимались. И бурно радовались: говорят, никогда не знали, насколько это увлекательно — вылезать из нижней части таблицы. Каждый ищет в игре что-то свое. Кому-то приятно провести время с друзьями, отвечая на вопросы. Кто-то реально настроен на победу. Для кого-то — интересно повспоминать, посмотреть на экране фрагменты видео, послушать музыкальные вопросы.

— Барные викторины интересны только для определенной социальной группы, которая сформировалась в мегаполисах, для «офисного планктона»? Работников предприятий, классический пролетариат это не затронуло?

— Кто приходит — уже не «планктон», а как минимум «бентос». Потому что планктон плавает вместе с течением, а бентос, например рыба, перемещается самостоятельно. Любители викторин есть и в небольших городах, хотя их, конечно, меньше. У нас играют и рабочие, один из них даже пишет нам вопросы.

 022_expert_ural_28-1.jpg
 022_expert_ural_28-2.jpg

Показываем фото первого советского пассажирского электровоза постоянного тока ПБ-21. Как расшифровывается ПБ? Тут можно вспомнить, что у нас был паровоз «ИС» — Иосиф Сталин, электровоз «ВЛ» — Владимир Ленин. Надо искать в этом направлении

Кроме того, мы организуем корпоративные игры. К примеру, проводили серию игр в нескольких городах для пермского региона Свердловской железной дороги. В Чусовом выиграла команда машинистов — солидные мужики лет по 50 — 55. Причем мы не берем узкоспециализированную тематику, не спрашиваем, какая мощность у электровоза ВЛ-80. На викторинах никого такие вопросы вообще не интересуют. Интересны темы, касающиеся общего кругозора или на логику. Вот у нас была тема «железные дороги XXI века» и там такой вопрос: на фото — большая железнодорожная станция в Китае. На ней, как и еще на 21 станции китайской железной дороги, совсем нет этого. Чего? Ответ — нет персонала, ни билетных кассиров, ни стрелочников, вообще никого, всё управляется автоматикой. И это можно заметить на самой фотографии, тут просто надо подумать и понять. Другой вопрос. Показываем фото первого советского пассажирского электровоза постоянного тока ПБ-21. Сейчас он стоит в Екатеринбурге в музее железных дорог. Как расшифровывается ПБ? Тут можно вспомнить, что у нас был паровоз «ИС» — Иосиф Сталин, электровоз «ВЛ» — Владимир Ленин. Надо искать в этом направлении. Ответ: ПБ — Политбюро.

— А как вообще составляются вопросы? С помощью интернета, на основе википедии?

— Могу сказать, как составляю именно я. Использую два варианта. Либо приходит интересная идея относительно темы — и ты на эту тему что-нибудь ищешь, что-то вспоминаешь, где слышал, где читал. Потом перепроверяешь в интернете, чтобы не ошибиться. Второй вариант — находится какой-нибудь интересный факт, и уже под него дальше сочиняется целая тема. А тема — это серия вопросов, объединенных одним словом или одной идеей. Например, на вчерашней игре у нас были такие темы, как «Танки», «Медведи», «Мосты», «Барселона».

— Как вы считаете, как долго проживут барные викторины? Сколько продлится этот бум?

— На Западе они живут уже десятки лет. В основном в англосаксонских странах — в Великобритании, США. Американская телеигра «Jeopardy!» (с англ. — «Рискуй!»), являющаяся прообразом «Своей игры», вышла на экраны в 1964 году и идет с перерывами до сих пор. А если люди смотрят телевикторины, то, конечно, многим хочется попробовать в них и себя. На телевидении отбор очень непростой. А в барных викторинах все просто, никаких отборов, приходи и участвуй. Думаю, что и в России это продлится достаточно долго. Бум, может, уйдет, останутся самые интересные игры, которые продвигают самые креативные и упорные организаторы.      

«Эксперт Урал» №28 (770)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама