Вчера на организованном «Единой Россией» Всероссийском медиафоруме Сергей Шойгу сделал несколько заявлений, позволяющих составить представление о том, каким видит сценарий предстоящих думских выборов руководство партии власти. По крайней мере, на данный момент, с неизбежной поправкой на непредсказуемость жизни в России вообще и политической в частности.
То, что тезисы озвучивает именно Шойгу, особенно интересно. Сергея Кожугетовича, несмотря на длинный список партийных регалий, трудно назвать генератором политических идей, и если уж глава МЧС высказывается по такому поводу, значит, перед нами – консолидированное мнение верхушки ЕР. Кроме того, в его выступлениях нередки проговорки, он легко может озвучить то, на что не решатся более искушенные в подковерной борьбе соратники по партии.
Шойгу, естественно, спросили о том, как он относится к появлению новой политической силы – партийного триумвирата, объединяющего Российскую партию жизни, «Родину» и Партию пенсионеров. С фирменной, несколько простоватой образностью Сергей Кожугетович ответил, что процесс формирования «новых левых» напоминает ему игру «Зарница»: днем все сидят за одной партой, а к вечеру делятся на "красных" и "синих" и бегают по лесу с игрушечными автоматами.
Кроме того, Шойгу назвал членов Партии пенсионеров «серьезными людьми, которых, к сожалению, никто ни о чем не спросил», намекая, таким образом, на недобровольность присоединения третьего звена к альянсу «Жизни» и «Родины», а заодно записав оптом членов «Жизни» и «Родины» в разряд людей несерьезных. И подчеркнул, что главным своим оппонентом единороссы считают КПРФ, именно с партией Зюганова они и будут бороться за умы людей на предстоящих думских выборах.
Что же это означает на самом деле?
Во-первых, «Зарница» и общая парта – здесь след явного раздражения руководства ЕР самой возможностью появления альтернативной партии власти, второй ноги, по меткому выражению В. Ю. Суркова. По слухам, подспудный страх появления подобного проекта терзал единороссов достаточно давно, правда, никто не ожидал, что его строительство начнется на базе Партии жизни, которую до последнего времени мало кто воспринимал всерьез.
Во-вторых, опять же до начала мироновского эксперимента много говорилось о том, что думские выборы убьет отсутствие интриги. Амбиции ЕР очевидны – "медведям" нужно не меньше половины охотнорядских кресел. При этом до сих пор непонятно, что заставит инертного российского избирателя прийти на судьбоносные выборы. Административный ресурс, конечно, великая вещь, но если люди просто не придут к урнам, даже и его может не хватить. Источники в администрации президента еще весной говорили, что принято решение отыграть старую, ельцинских еще времен карту, «назначив» главным противником «Единой России» партию Зюганова. Правда, разговоры об угрозе коммунистического реванша, некогда модные, сегодня совсем неактуальны, предполагалось, скорее, инициировать масштабную дискуссию о выборе пути. Шойгу, кстати, тоже говорил о КПРФ как о единственном достойном оппоненте, о силе, с которой можно дискутировать. Косвенным свидетельством того, что именно такого развития событий хотят в ЕР, можно считать рост внимания федеральных телеканалов к деятельности Геннадия Андреевича Зюганова. Причем комментируется эта деятельность нейтрально, а то и положительно. Понятно – главный соперник главной партии не может быть простым мальчиком для битья, коммунистам надо помочь с возвращением политического веса, иначе никакой интриги на выборах не получится.
Появление «новых левых» этот и без того невнятный сценарий кампании попросту рушит. Конечно, электоральные перспективы объединения, которое злые языки окрестили «Движением за жизнь пенсионеров на родине», пока туманны. Но у них есть как минимум один очевидный ресурс – аппаратный вес Сергея Миронова, имеющего прямой выход на президента и прекрасные отношения с главой его администрации. А это уже немало - хватило, по крайней мере, чтобы реанимировать РПЖ. Добавим сюда региональные отделения «Родины», сильные позиции Партии пенсионеров в отдельных областях - и получаем пусть идеологически невнятную, но потенциально серьезную силу, способную доставить единороссам немало проблем. По крайней мере, конкурировать теперь придется не только за голоса, но и за внимание Кремля. Раньше на этом поле достойных соперников у ЕР попросту не было.
Но пока единороссы не определились, как же именно реагировать на все эти новшества: постоянные проблемы ПЖ на региональных выборах, порождаемые деятельностью губернаторов-"медведей", свидетельствуют именно о растерянности, о неготовности к появлению конкуренции. Не дать оппонентам участвовать в выборах – самое простое решение, но явно не самое выигрышное. Не секрет, что деятельность партии власти на местах вызывает восторги отнюдь не у всех представителей деловых и политических элит. До последнего момента, однако, это не выливалось в прямые конфликты, поскольку нелояльность ЕР могла трактоваться как нелояльность власти вообще. Теперь, с появлением нового проекта, простой знак равенства между ЕР и Кремлем не поставишь. А грубая агрессия и административное давление на конкурента – плохой знак для тех, кто ждет, когда "медведь" оступится. Раз давят – значит, боятся, а раз боятся – значит, могут и проиграть. Нанося очередной удар по триумвирату в регионах, ЕР ослабляет свои позиции. А более конструктивного ответа на внезапную угрозу у соратников Шойгу и Грызлова, похоже, до сих пор нет.