ВБД выжимает сок

Екатерина Шохина
15 сентября 2006, 14:32

Чистая прибыль «Вимм-Билль-Данна» (ВБД) за полгода выросла в 5,6 раза до 46,7 млн долларов. Выручка ВБД по итогам первого полугодия увеличилась на 19,4% - до 813,6 млн долларов. Таких результатов рынок не ждал. Рост обеспечили йогурты и детское питание, а также правильные управленческие решения нового председателя правления компании Тони Майера, который, судя по всему, смог справиться с многочисленными проблемами компании.
ОАО «Вимм-Билль-Данн» был первым брендом на российском рынке соков и молочной продукции. В 1992 г. ВБД начал выпускать сок J7, затем приобрел новые предприятия молочного и сокового сектора в России, на Украине и в других странах ближнего зарубежья (сейчас их 27). Но уже с 2004 г. компания стала терять свои позиции на рынке. Отвлекшись на развитие молочного направления, ВБД слишком положился на возможности инерционного развития своего сокового бизнеса. И в результате потерял лидерство на рынке соков, уступив его давнему конкуренту ОАО «Лебедянский». В первом полугодии 2005 г. чистая прибыль компании упала на 35,7%. По мнению аналитиков, причина была в проблемах менеджмента, который не соответствовал современной ситуации на рынке. Правда, по итогам 2005 г. компания все же смогла увеличить чистую прибыль на 31,7% до 30,3 млн долларов. «Одной из главных проблем "Вимм-Билль-Данна" была децентрализация, рассредоточение денежных потоков»,  - отмечает аналитик БД «Открытие» Наталья Мильчакова.
В марте 2006 года председатель правления компании и один из ее основных акционеров Сергей Пластинин покинул свой пост, причем раньше срока стандартных перевыборов. Отставка была связана с необходимостью исправить репутацию компании в глазах рынка.
В апреле на должность Пластинина был назначен Тони Майер, до этого он был региональным директором по России и Восточной Европе Coca-Cola HBC и возглавлял совет директоров производителя соков «Мултон». «Тони Майер взял под контроль операционные затраты компании – коммерческие расходы (на содержание офиса, маркетинг, транспортировку, аудиторов, юристов) снизились во втором квартале с 15,1 до 13,9%, а финансовые расходы (обслуживание долга) в два раза», - рассказывает PR-менеджер «Вимм-Билль-Данна» Антон Сарайкин. «Благодаря правильному управлению зарплатами и финансовыми потоками налогооблагаемые убытки компании уменьшились – в результате ставка налога на прибыль снизилась с 50 до 30%», - отмечает аналитик ИГ "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина. «Тони Майер упорядочил денежные потоки – сделал единый центр прибыли в Москве и улучшил систему дистрибуции и логистики»,- отмечает Наталья Мильчакова.
Другая причина выправления ситуации в компании - снижение темпов роста цен на сырье и упаковку: их стоимость увеличилась лишь на 2%, отмечает аналитик потребительского сектора UFG Мария Колбина, «На сырое молоко темпы роста цен снизились с 14 до 9% - в итоге мы получили рост рентабельности в секторе молочных продуктов – валовая маржа увеличилась с 25,6 до 31,3%. В итоге выручка в молочном сегменте выросла на 24% (до 595 млн долларов) Мы полагаем, что замедление роста цен на молоко связано с государственным финансированием отрасли и работой самой компании – мы кредитуем производителей на льготных условиях, предоставляем им в лизинг оборудование. Кроме того, мы делаем ставку на высокорентабельные молочные продукты йогуртно-десертной группы», - объясняет г-н Сарайкин.
И наконец, третья причина роста прибыли – увеличение продаж в сегменте детского питания на 32,4% во втором квартале этого года (29% в первом полугодии). «Сегодня детское питание – один из самых перспективных и прибыльных сегментов потребительского рынка – россияне все больше денег тратят на покупку своим детям качественного питания. Рентабельность в детском питании достигает 45,5%», - говорит Антон Сарайкин.
«Столь резкий рост прибыли характерен исключительно для ВБД, а не для всех компаний отрасли», - говорит г-жа Мильчакова. Хотя от снижения роста цен на сырье выиграли все. Между тем рынок на новость отреагировал слабо. 11 сентября торги на Нью-Йоркской фондовой бирже закрылись на отметке 41 доллар за акцию, а после объявления результатов в среду стоимость акции увеличилась до 45,55 доллара. Это небольшой рост. Видимо, инвесторы еще настороженно относятся к компании.





Зато конкуренты забеспокоились. Они увеличивают свою активность в самом прибыльном и незанятом сегменте - детского питания. Вчера основной конкурент ВБД на рынке молочной продукции - “Юнимилк”  - объявил о приобретении торговой марки “Тип-Топ”, занимающей около 15% рынка детского питания. Владельцы Первого комбината детского питания, которому принадлежала марка, не скрывают, что в будущем “Юнимилку” достанется и сам комбинат.