По словам аналитиков, кризис на рынке алкоголя вовсю продолжается. Как рассказал «Эксперту Онлайн» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз, за лето картина изменилась несущественно: «Ассортимент на полках по-прежнему очень слабый. Если по водке он более или менее восстановился, то от ситуации с вином просто хочется плакать. К тому же за все это время продукция в среднем подорожала на 15-30%», - рассказывает специалист. Такие же оценки приводит и председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин. По его словам, кризис просто ушел в теневую сферу: «Вроде бы полки по сравнению с летом заполнились, и хорошо. На самом деле сейчас импорт составляет около 10% общего объема прошлого года. Бизнесу никто не компенсировал убытки. Половина оптовых организаций на федеральном уровне - просто банкроты», - считает специалист. Эту оценку в беседе с «Экспертом Online» подтвердил и замгендиректора сети гипермаркетов "Мосмарт" Семен Слуцкий: «На полках сейчас не самая привлекательная картина. В основном плохо с импортным вином. И проблема обещает разрешиться в лучшем случае к концу октября. С отечественным алкоголем более или менее пристойно. Но в целом у нас сейчас 50% от необходимого ассортимента», - говорит г-н Слуцкий.
Вместе с тем рынку готовят новый сюрприз. С 1 января 2007 года в Москве должно быть введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции. По задумке разработчиков, представление деклараций будет осуществляться в форме электронного документа с использованием АИС (автоматизированной информационной системы) «Мосдекларация». Чтобы работать с подобным нововведением, розничному продавцу будет необходимо иметь компьютер, доступ в интернет и необходимое программное обеспечение. Для создания этой системы из столичного бюджета уже выделено 10 млн руб. Заявленная цель введения новой системы – повышение эффективности контроля за алкоголем на московских полках, а также исключение случаев попадания в розничную продажу некачественного алкоголя.
Как образно пояснил присутствующим г-н Каныгин, «если бутылка входит в систему, то она должна из нее и выходить». Вместе с тем ЕГАИС за розницу не отвечает, а проблема суррогатов и подделок на сегодняшний день по-прежнему существует. «Если у бизнеса нет социальной ответственности – приходится вводить контроль. Алкоголь – это остросоциальный продукт, и московская полка оказывается незащищенной», - считает специалист. Г-н Каныгин также упомянул о проблеме вторичного оборота маркированной тары: «Сейчас вместо пломб используются марки, поэтому горлышко бутылки не защищено. В результате все продается за хорошие деньги в пунктах приема стеклотары, а потом все это бесконтрольно попадает на полки магазинов».
По словам Петра Каныгина, розничные торговцы, которые не захотят играть по новым правилам, всегда могут перепрофилировать свою деятельность на что-то другое: «Для работы новой системы понадобится не так уж и много. Если желания и средств нет, можно продолжать торговлю, исключив алкоголь», - жестко сказал специалист. Зато, по его словам, это уменьшит проблему легкодоступного некачественного алкоголя.
Что касается взаимодействия ЕГАИС и системы декларирования, то пока декларирование будет работать с розницей, а ЕГАИС по-прежнему с оптом, но в будущем две системы планируется сделать совместимыми.
Абсолютно правильным считает инновацию и Вадим Дробиз. По его словам, изначально система ЕГАИС предполагала контроль всей технологической цепочки вплоть до розницы, а в результате остановилась на опте. Поэтому введение декларирования восстановит пробел. К тому же в идеале надо ввести и физический контроль, то есть периодически устраивать непосредственные проверки ассортимента.
Однако розничные сети нововведение явно не приветствуют. Как рассказал «Эксперту Онлайн» Семен Слуцкий, чтобы внедрить эту систему, понадобятся колоссальные усилия. В результате произойдет потеря денег: «Никакого экономического смысла я в этом не вижу. Серьезные компании все равно не будут взаимодействовать с недобросовестными поставщиками. Ведь на полках сейчас и так стоит только то, что прошло через ЕГАИС. Поэтому я считаю это бессмыслицей. Просто произойдет очередное обиралово народа. Будет платить покупатель», - считает профессионал рынка.
Помимо всего прочего, законопроект внесет и еще ряд изменений. Будет расширен перечень оснований для аннулирования лицензий, в том числе за недостоверные сведения и продажу алкоголя несовершеннолетним. Законопроект также предусматривает увеличение размера лицензионного сбора - сейчас он составляет 2400, а будет 60 тыс. руб. в год (30 тыс. руб. для малого бизнеса). Продлят и сам срок лицензии - с трех до пяти лет.