ЕГАИС районного масштаба

Анастасия Малахова
21 сентября 2006, 19:45

1 января 2007 года алкогольный рынок столицы ждут перемены - в Москве будет введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции. Вчера законопроект в первом чтении был одобрен Мосгордумой. Реализацией этого процесса будет заниматься департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы. К чему приведет мини-аналог ЕГАИС, неизвестно. Во всяком случае, владельцы розничных сетей смысла в нем не видят. А расплачиваться, как всегда, будет покупатель.

По словам аналитиков, кризис на рынке алкоголя вовсю продолжается. Как рассказал «Эксперту Онлайн» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз, за лето картина изменилась несущественно: «Ассортимент на полках по-прежнему очень слабый. Если по водке он более или менее восстановился, то от ситуации с вином просто хочется плакать. К тому же за все это время продукция в среднем подорожала на 15-30%», - рассказывает специалист. Такие же оценки приводит и председатель подкомитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин. По его словам, кризис просто ушел в теневую сферу: «Вроде бы полки по сравнению с летом заполнились, и хорошо. На самом деле сейчас импорт составляет около 10% общего объема прошлого года. Бизнесу никто не компенсировал убытки. Половина оптовых организаций на федеральном уровне - просто банкроты», - считает специалист. Эту оценку в беседе с «Экспертом Online» подтвердил и замгендиректора сети гипермаркетов "Мосмарт" Семен Слуцкий: «На полках сейчас не самая привлекательная картина. В основном плохо с импортным вином. И проблема обещает разрешиться в лучшем случае к концу октября. С отечественным алкоголем более или менее пристойно. Но в целом у нас сейчас 50% от необходимого ассортимента», - говорит г-н Слуцкий.

Вместе с тем рынку готовят новый сюрприз. С 1 января 2007 года в Москве должно быть введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции. По задумке разработчиков, представление деклараций будет осуществляться в форме электронного документа с использованием АИС (автоматизированной информационной системы) «Мосдекларация». Чтобы работать с подобным нововведением, розничному продавцу будет необходимо иметь компьютер, доступ в интернет и необходимое программное обеспечение. Для создания этой системы из столичного бюджета уже выделено 10 млн руб. Заявленная цель введения новой системы – повышение эффективности контроля за алкоголем на московских полках, а также исключение случаев попадания в розничную продажу некачественного алкоголя.

Как образно пояснил присутствующим г-н Каныгин, «если бутылка входит в систему, то она должна из нее и выходить». Вместе с тем ЕГАИС за розницу не отвечает, а проблема суррогатов и подделок на сегодняшний день по-прежнему существует. «Если у бизнеса нет социальной ответственности – приходится вводить контроль. Алкоголь – это остросоциальный продукт, и московская полка оказывается незащищенной», - считает специалист. Г-н Каныгин также упомянул о проблеме вторичного оборота маркированной тары: «Сейчас вместо пломб используются марки, поэтому горлышко бутылки не защищено. В результате все продается за хорошие деньги в пунктах приема стеклотары, а потом все это бесконтрольно попадает на полки магазинов». 

По словам Петра Каныгина, розничные торговцы, которые не захотят играть по новым правилам, всегда могут перепрофилировать свою деятельность на что-то другое: «Для работы новой системы понадобится не так уж и много. Если желания и средств нет, можно продолжать торговлю, исключив алкоголь», - жестко сказал специалист. Зато, по его словам, это уменьшит проблему легкодоступного некачественного алкоголя.

Что касается взаимодействия ЕГАИС и системы декларирования, то пока декларирование будет работать с розницей, а ЕГАИС по-прежнему с оптом, но в будущем две системы планируется сделать совместимыми.

Абсолютно правильным считает инновацию и Вадим Дробиз. По его словам, изначально система ЕГАИС предполагала контроль всей технологической цепочки вплоть до розницы, а в результате остановилась на опте. Поэтому введение декларирования восстановит пробел.  К тому же в идеале надо ввести и физический контроль, то есть периодически устраивать непосредственные проверки ассортимента.

Однако розничные сети нововведение явно не приветствуют. Как рассказал «Эксперту Онлайн» Семен Слуцкий, чтобы внедрить эту систему, понадобятся колоссальные усилия. В результате произойдет потеря денег: «Никакого экономического смысла я в этом не вижу. Серьезные компании все равно не будут взаимодействовать с недобросовестными поставщиками. Ведь на полках сейчас и так стоит только то, что прошло через ЕГАИС. Поэтому я считаю это бессмыслицей. Просто произойдет очередное обиралово народа. Будет платить покупатель», - считает профессионал рынка.

Помимо всего прочего, законопроект внесет и еще ряд изменений. Будет расширен перечень оснований для аннулирования лицензий, в том числе за недостоверные сведения и продажу алкоголя несовершеннолетним. Законопроект также предусматривает увеличение размера лицензионного сбора - сейчас он составляет 2400, а будет 60 тыс. руб. в год (30 тыс. руб. для малого бизнеса). Продлят и сам срок лицензии - с трех до пяти лет.