Пенсионный фонд ищет деньги

Николай Чеховский
27 сентября 2006, 20:08

В Москве завершилось двухдневное расширенное заседание правления Пенсионного Фонда России. Председатель ПФР Геннадий Батанов традиционно жаловался на растущий финансовый дефицит в его учреждении. В этом году недостаток средств составит 88,2 млрд рублей. Причина – так называемый демографический провал: на пенсию начинают выходить те, кто появился на свет на пике рождаемости после окончания Великой Отечественной войны. В результате соотношение числа работающих и числа вышедших на заслуженный отдых резко уменьшается.

Пока разница между доходами и расходами покрывается за счет федерального бюджета, а в прошлом году деньги на повышение пенсионных выплат брались из стабилизационного фонда страны. Однако этот источник слишком сильно зависит от мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей, а потому не может рассматриваться как безусловно стабильный в долгосрочном плане. Кроме того, его ресурсы не безграничны. Во всяком случае, набегающую к 2015 году нехватку финансов в  бюджете ПФР в размере 1-2 трлн рублей государство покрыть не сумеет. Чтобы решить настолько масштабную задачу, пенсионные функционеры готовы пойти на радикальные средства. Они хотят заменить ЕСН страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды. По словам  Геннадия Батанова, в Минфине на это готовы. Кроме того, представители ПФР намекнули на повышение возраста выхода на пенсию. Однако эти варианты пока не согласованы с министерствами экономического блока.

В частности, как пояснил «Эксперту Online» директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саид Баткибеков, идея о замене единого социального налога страховыми взносами в государственные фонды уже давно выдвигается Геннадием Батановым и ее поддерживает министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Однако официальная позиция МЭРТ сводится к тому, что «налоговые сборы должны администрироваться каким-либо одним государственным органом, пока таким органом является налоговая служба». Таким образом, ведомство Германа Грефа выступает против изъятия у налоговиков поступлений от ЕСН, которые глава ПФР «хочет направить в подконтрольные ему структуры».

С позицией представителя Минэкономразвития согласен также один из авторов отечественной пенсионной реформы, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. В своем комментарии «Эксперту Online» он заявил, что  было бы логично направлять сборы по ЕСН полностью в госбюджет, где эти выплаты тратились бы на базовую часть пенсии, составляя, таким образом, пенсионное пособие от государства. При этом страховая и накопительная части пенсий формировались бы за счет направляемых в ПФР страховых взносов с работодателя и работника. Конечно, в таком случае общее налоговое бремя на бизнес возрастет. Можно предположить, что бизнес идти на дополнительные траты не захочет, и поэтому работодатель будет всячески выкручивать руки наемным работникам с целью минимизации размера страховых взносов.

Правда, против частичного покрытия дефицита Пенсионного фонда за счет федерального бюджета пока довольно жестко выступает Минфин. Однако по факту это покрытие имеет место, фонд пока тратит намного больше, чем получает сборов по ЕСН. Евгений Гонтмахер согласен с оценкой размера дефицита фонда в 900 млрд рублей к 2009 году. По его мнению, если стоимость барреля нефти через три года опустится хотя бы до 40 долларов, госбюджет будет не в состоянии обеспечить пенсионные выплаты.

Не получает поддержки среди специалистов и заявленная Геннадием Батановым на брифинге идея увеличения пенсионного возраста. По его словам, этот вопрос на официальном уровне пока не обсуждается, но пойти на эту меру придется. «Это вызов времени, а не просто желание собрать деньги в Пенсионный фонд», - отметил глава ПФР. По его словам, в России уже есть субъекты федерации, в частности Северная Осетия, в которых количество пенсионеров превысило количество работающих. В мире осталось не так много стран, где женщины выходят на пенсию в 55, а мужчины в 60 лет, напомнил глава фонда.

Однако Саид Баткибеков категорически опроверг саму возможность принятия этой меры, отметив, что «на это никто не пойдет». Как пояснил Евгений Гонтмахер, даже за вычетом моральных вопросов – имеется в виду тот факт, что в России средняя продолжительность жизни мужчины меньше возраста выхода на пенсию – повышение пенсионного возраста не имеет экономического смысла. Как правило, люди предпенсионного возраста выполняют низкооплачиваемую малоквалифицированную работу, поэтому отказ в выплате им пенсии приведет к необходимости выплачивать либо социальные пособия для малоимущих, либо пособия по безработице. Как показывают многократные экспертные расчеты, в результате этого шага нагрузка на госбюджет только вырастет, а поэтому поднятие планки выхода на пенсию еще на пять лет не имеет экономического смысла. С другой стороны, отметил эксперт, надо разобраться с тем фактом, что сегодня 20% получающих пенсии людей еще не достигли пенсионного возраста, но одновременно получают и заработную плату, и пенсию. Отказ в выплате пенсий досрочно может быть серьезным финансовым ресурсом для ПФР, полагает Гонтмахер.

Единственная идея Батанова, которая нашла поддержку экспертов, состоит в том, чтобы повысить планку регрессии по уплате ЕСН. Ставка налога была снижена с 1 января 2005 года с 35,6 до 26%, но далеко не всем компаниям сегодня приходится платить налог по максимальной ставке. Если официальная зарплата сотрудника составляет более 280 тыс. рублей в год, то налог с суммы, превышающей 280 тыс., рассчитывается по ставке 10%. В случае, если годовой доход превышает 600 тыс. рублей, ставка ЕСН снижается до 2%. Малые предприятия нередко используют эту норму для уменьшения налоговых выплат. Одному-двум сотрудникам на бумаге выплачивается огромная зарплата, которая фактически распределяется на весь коллектив. Налоговики называют этот вид мошенничества «зарплатой босса». «Регрессия отнимает очень серьезные деньги», - пожаловался глава Пенсионного фонда.

Желаемая планка изменения регрессной шкалы пока не определена, однако Евгений Гонтмахер предлагает отменить эту шкалу полностью, сделав ЕСН «плоским» налогом. По его словам, это ни в коей мере не приведет к уводу зарплат в тень, поскольку активно проводимые сегодня налоговой инспекцией и Рострудом административные меры носят достаточно жесткий характер, а потому доля белых зарплат продолжит увеличиваться, даже при незначительном усилении налогового бремени.

В то же время высокопоставленные чиновники все больше осознают неизбежность увеличения налогового бремени на бизнес в связи с возрастающим дефицитом Пенсионного фонда. В частности,  глава ФСФР Олег Вьюгин заявил на интернет-конференции в среду, что РСПП прогнозирует резкий рост налоговой нагрузки на российские предприятияк 2010 году и единственное решение этой проблемы - существенное реформирование системы социального страхования в стране. В частности, речь идет о введении дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования. Эти планы полностью поддерживают в РСПП. Поэтому ФСФР намерена до конца этого года разработать нормативную и законодательную базу для создания в России частных пенсионных систем. Общая идея нововведения состоит в специальном режиме налогообложения средств, аккумулированных на формируемых в добровольном порядке пенсионных счетах. Фактически речь идет о переписывании американской модели корпоративного пенсионного обеспечения, когда счета наемных работников управляются либо самим работодателем, либо администратором пенсионного счета, но не самим работником. "В целом идея хороша, однако ее эффективность напрямую зависит от степени развития гражданского общества, а потому ее внедрение – это не дело завтрашнего дня", - полагает Гонтмахер.