Сегодня компания «Интеррос» объявила о продаже 10% минус одна акция Росбанка французской банковской группе Societe Generale (SG) за 317 млн долларов.
На сегодня «Интеррос» владеет 79,92% акций Росбанка. 10% акций банка уже принадлежит SG, который приобрел их в июне за аналогичную цену. Остальные акции находятся в свободном обращении.
Одновременно со своей новой продажей «Интеррос» и SG подписали соглашение об опционе, согласно которому французы до конца 2008 года приобретут еще 30% плюс две акции Росбанка за 1,7 млрд долларов. При этом условия опциона предусматривают возможность расчета как деньгами, так и акциями. Таким образом, Росбанк сможет стать акционером Societe Generale.
Ранее Росбанк планировал провести IPO. «Но SG предложил нам цену выше той, которую мы рассчитывали получить на IPO, и мы согласились», - комментирует руководитель пресс-службы «Интерроса» Андрей Кирпичников.
«Действительно, на сегодня иностранцы предложили рекордную оценку банка – примерно 5,4 капитала» - говорит аналитик ИБ «Траст» Алексей Демкин. «Однако если учесть, что расплатятся они в 2008 году, то премия за банк выглядит уже скромнее – 3,6 капитала», - отмечает аналитик МДМ-банка Алекс Кантарович. По его оценке, в 2008 году акционерный капитал банка удвоится с 800 млн до 1,6 млрд долларов. Иностранцы не переплатили, особенно если учесть, что в цену входит премия за контроль», - говорит Алекс Кантарович. Для сравнения: КМБ-банк в 2005 году был оценен итальянским Banca Intesa в 3,9 капитала, Импэксбанк в 2006 году австрийским Raiffeisen - в 2,8.
При этом выгодность приобретения для французов очевидна. Главные козыри Росбанка — сильные позиции на розничном рынке. Портфель потребительских кредитов Росбанка составляет порядка 1,9 млрд долларов, рыночная доля — 5%. Больше имеют только «естественный монополист» Сбербанк (17,7 млрд долларов, 43% рынка) и «Русский стандарт» (3,8 млрд долларов, около 10% рынка). После покупки в 2004 году многофилиальной сети банков группы ОВК Росбанк стал обладателем самой мощной среди частных банков региональной сети, которая сейчас явно недозагружена бизнесом. Продукты и организационные технологии SG плюс серьезная инъекция капитала — это как раз то, что нужно Росбанку. Кроме того, с таким респектабельным акционером Росбанк быстро повысит свой рейтинг и улучшит доступ на международный рынок долгового капитала.
Инфраструктура Росбанка зеркально привлекательна для SG. Пока что все ее дочерние финансовые институты в России не имели столь мощного бренда и столь развитой сети продаж. «Росбанк представляет интерес для SG даже не столько как коммерческий бизнес, который он так или иначе высоко оценил, сколько как инфраструктура – канал продаж своих продуктов, - отмечает гендиректор Moody's Interfax Rating Agency Михаил Матовников. «К тому же схема взаимного владения акциями позволит SG сохранить основного корпоративного клиента Росбанка - "Норильский никель"» - считает Алекс Кантарович. «Скорее всего, следующим шагом SG будет объединение всех его банковских бизнесов, в результате чего по капиталу, активам и сети банк будет номером один на российском рынке среди иностранцев», - резюмирует член правления Международного Московского банка Иван Розинский.
Российской стороне сделка также выгодна, утверждают в «Интерросе». «"Интеррос" заинтересован во вхождении в акционерный капитал SG. "SG рассматривается нами не только как покупатель, а как партнер, сотрудничество с которым приведет к укреплению наших позиций не только на российском, но и на зарубежных рынках", - объясняет Кирпичников. Эксперты, правда, не склонны разделять столь бурного оптимизма. Компания в результате получит не более 2-3% акций SG и будет лишь портфельным инвестором, отмечает Розинский. По мнению другого банкира, обмен акциями – это только PRr-акция «Интерроса». После того как он всем заморочил голову с IPO, просто отменить решение - это неудобно. Поэтому компания пудрит мозги относительно "стратегического союза и прочего", говорит банкир. Акции SG ликвидны, и фактически компания получит те же деньги только в завуалированной форме.
А деньги «Интерросу» нужны, чтобы полностью сконцентрироваться на своем основном бизнесе. Как отмечает Розинский, сейчас четко отмечается следующая тенденция: собственники, которые одновременно являются владельцами сырьевых активов и банков, избавляются от последних. С точки зрения собственника, есть прямой смысл концентрировать свои ресурсы на тех активах, которые дают наибольшую доходность. Росбанк не может сравниться по доходности с «Норникелем». А Альфа-банк» - с ТНК-BP. "К тому же если раньше, в конце 90-х, нужен был "свой" банк для обслуживания бизнеса, то теперь это потеряло актуальность – любой банк мира с радостью обслужит российскую сырьевую компанию. И для поддержания секретности бизнеса банк уже не актуален - от наезда по схеме ЮКОСа он не спасет", - объясняет Розинский.