Анкара готовится к октябрьскому заседанию по вступлению в Евросоюз, но рассчитывает попасть в этот клуб к 2015 году.
Уже в октябре Евросоюз обнародует доклад об изменениях, которые произошли в Турции в связи с начатыми переговорами о вступлении в эту престижную организацию. «В документе будет рассказано о положительных процессах, которые идут в Турции в рамках подготовки к вступлению в ЕС», - рассказал «Эксперту Online» первый секретарь посольства Турции в Москве Джемиль Мироглу. По его словам, Анкара провела «ряд реформ, которые пошли на пользу религиозным меньшинствам, в том числе православным и представителям других конфессий, проживающим в Турции». Кроме того, проведены некоторые реформы по правам человека. «Принятые реформы демократизировали страну», - отметил дипломат. Турция рассчитывает получить от ЕС «рекомендации и советы, как вести себя далее, и будет корректировать дальнейшую работу», -рассказал он.
Напомним, ранее европейцы требовали от Анкары признать не только факт геноцида армян, но и геноцид греков и ассирийцев Понтоса. Турция отреагировала бурно. Ведь она до сих пор отрицает термин «геноцид» в применении к массовому уничтожению армян в Османской Турции в 1915 г. Анкара очень довольна решением Европейского парламента, хотя теперь признание факта геноцида является не предварительным условием, а просто одним из требований к этому государству. Между тем в Европе ряд политиков считает, что ослабление жестких позиций по этому вопросу означает поддержку националистам, которые «желают держать Турцию вдали от европейских ценностей». Армянские политологи, напротив, считают, что армянский вопрос не следует делать условием вступления Турции в ЕС: важно то, как складываются реальные отношения между странами. А тут не все в порядке: по мнению многих, Анкара ведет враждебную политику по отношению к Еревану. Ну а Париж уверен в необходимости удержания Турции на пути к Западу. Такое мнение высказал Жак Ширак, президент Франции, старейшего участника ЕС. Он отметил, что видеть Турцию, ориентированную на европейские ценности, понимание прав человека, мира и демократии, было бы интересно всем.
Несмотря на реальные шаги ЕС навстречу Турции, Европарламент констатирует, что процесс реформ замедлился: спустя 11 месяцев после начала консультаций о членстве Турции в объединенной Европе зафиксировано отсутствие позитивной динамики в вопросах свободы слова, религиозных и национальных меньшинств, прав женщин.
До последнего времени основными проблемами Турции помимо признания геноцида армян считались кипрский вопрос и права курдов. Таким образом, неурегулированность ситуации вокруг Кипра остается серьезным камнем преткновения. Напомним, оккупация северной части острова длится с 1974 года, легитимность ситуации признает только Анкара. В отношении Северного Кипра действует международное эмбарго. Планы по объединению Кипра провалились весной 2004 года. Тогда турки-киприоты в ходе референдума одобрили план ООН по урегулированию на острове, в то время как греко-кипрская община его отвергла. В результате в Евросоюз вступила Республика Кипр, а северная часть острова осталась вне процесса. Между тем по сей день правительство Кипра надеется, что Турция прекратит оккупацию страны в рамках подготовки к вступлению в ЕС.
По словам Абдуллы Гюля, главы МИД Турции, Анкара до сих пор не выполнила указаний ЕС в этой сфере. Он упрекает Европу в том, что она «идет на поводу» у Греции, не признавая Северного Кипра как территории Турции. «ЕС не должен быть рабом шестисоттысячного народа», - заявил он французскому коллеге Филиппу Дуст-Блази. В то же время Анкара признает законность постановки вопроса, заявил «Эксперту Online» Джемиль Мироглу. «Кипрский вопрос есть, но это - неофициальное желание ЕС», - считает он.
Другое серьезное требование ЕС – достижение позитивных сдвигов в курдской проблеме. Напомним, курды не имеют государственности. В соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года Курдистан был разделен между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Сейчас этот народ составляет пятую часть 67-миллионного населения Турции. Курды имеют богатую самобытную культуру, язык, не слишком похожий на турецкий. Но даже использование родного языка в быту, национальные песни и танцы долгое время были запрещены. На протяжении многих лет курды вели борьбу за свои права, в том числе за предоставление курдскому языку статуса второго государственного. Наиболее долго и активно проявляла себя Курдская рабочая партия (КРП), официально признанная Анкарой террористической организацией. Ее лидер Абдулла Оджалан был арестован в Кении в феврале 1999 года, доставлен в Турцию и судим по обвинению в ведении на юго-востоке страны партизанской войны, в ходе которой погибли более 30 тысяч человек. В июне 1999 года суд признал Оджалана виновным в государственной измене и приговорил его к смертной казни. Три года спустя под давлением ЕС эту меру заменили пожизненным заключением. В 2002 году позиция Евросоюза заставила Анкару снять часть ограничений на теле-, радиовещание и образование на курдском языке, хотя конституция страны (ст. 42) прописывает однозначно: «Никакой иной язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка». В ответ на дружественный шаг Курдская рабочая партия, которая на протяжении почти двух десятилетий вела вооруженную борьбу, объявила об отказе от террористической деятельности и о переходе к политическим методам борьбы. Однако радикальное крыло партии, «Соколы Курдистана», продолжает сопротивление, проводя теракты в административных центрах возле зданий полицейских управлений и офисов местных властей.
«Курдского вопроса в Турции нет. Есть только проблема борьбы с терроризмом в тех районах, где живут курды», - заявил Джемиль Мироглу. По его словам, сам вопрос поставлен Европой некорректно. Хотя ЕС имеет полное право высказывать пожелания странам, желающим в него вступить, уверены в Анкаре. И, скорее всего, больших подвижек в этом «несуществующем вопросе» ожидать не следует.
Переговоры о вступлении Турции в ЕС ведутся всего по 36 пунктам, сообщил «Эксперту Online» Джемиль Мироглу. По его словам, к настоящему моменту только по трем-четырем из них начаты переговоры, по остальным идут подготовительные работы. Пункты, по которым удалось продвинуться, касаются культуры и науки в аспекте сотрудничества со странами ЕС, рассказал он.
Подготовка к октябрьской встрече в формате ЕС-Турция идет на фоне прозвучавшего на днях заявления ЕС о замораживании приема желающих вступить в объединенную Европу. Болгария и Румыния станут членами этого клуба с 1 января 2007 года. На этом Брюссель решил пока притормозить расширение до момента принятия Европейской конституции. Условия для Софии и Бухареста невиданно жесткие, что, по мнению наблюдателей, служит предупреждением Турции и другим претендентам на членство. Между тем Анкара смотрит на вещи абсолютно реалистично. По словам Джемиля Мироглу, Турция намерена вступить в ЕС в течение 10 лет с момента начала переговоров, то есть до 2015 года. «Когда процесс еще только начинался, фигурировала именно эта дата», - подчеркнул он.