30 миллиардов на безопасность полетов

Евгения Новикова
5 сентября 2006, 18:36

Минтранс знает, как обеспечить безопасность полетов гражданской авиации. В ответ на запрос премьер-министра РФ Михаила Фрадкова специалисты  министерства разработали целый ряд предложений. Реализация программы, по самым приблизительным оценкам аналитиков, составит 20-30 миллиардов рублей.  

Минтранс требует оснастить аэропорты техническими средствами досмотра и охраны, чтобы защитится от незаконного вмешательства злоумышленников. К тому же необходимо привести в соответствие с современными требованиями систему авторского надзора за состоянием авиатехники и поддержанием ее летной годности. Сегодня такие системы есть, но работают они далеко не на уровне. По словам специалистов, наиболее обеспечены ими столичные аэропорты, в провинции на это просто нет денег.

Другая мера – создать систему послепродажного обслуживания летающей техники, которая сегодня в критическом состоянии. Не секрет, что  для российских самолетов центров обслуживания и подготовки персонала нет. Авиапром просто не выпускает тренажеров к новым моделям самолетов, поэтому пилотам зачастую приходится учиться летать на них в процессе полета и без предварительных тренировок. Зарубежные компании – Boeing и Airbus – держат технические центры по всему миру, есть они  и в России, но учиться на них – дорогое удовольствие, позволить себе которое может лишь крупная компания.

В связи с этим – следующее предложение: продолжить укрупнение компаний. До какого предела? Сегодня в России авиакомпаний около 180, оптимальным считается 15-20. Ведь 80% перевозок обеспечивают 10 крупнейших перевозчиков  страны. Очевидно, что большим легче покупать новые суда, инвестировать в поддержку их летной годности и обучать персонал. Эксперты утверждают, что монополии в авиаперевозках от укрупнения не будет, полеты на каждой линии обеспечат 2-3 компании, как, например, в Европе или на внешних авиарейсах.  

Минтранс также уверен, что авиакомпании нужно освободить от  40-процентных таможенных пошлин на покупку иностранных воздушных судов – ведь парк самолетов стремительно стареет, а отечественный производитель выпускает лишь штучные экземпляры. Компаниям выгодно закупать «линейку» самолетов, а не эксклюзивные    образцы. Да плюс комплектующие к ним и тренажер в придачу, чтобы учить экипажи.

И  о человеческом факторе: специалисты Минтранса предлагают  вступить в переговоры с Минобороны России по поводу призыва выпускников образовательных учреждений гражданской авиации из числа летного, инженерно-технического  персонала и диспетчеров. По мнению Минтранса, курсантам- летчикам нужно давать отсрочку или призывать их в ВВС, а не в какие-либо другие  войска – пусть летают! По словам Тимура Хикматова, начальника отдела общественных связей Минтранса, за два года службы в рядах вооруженных сил молодые летчики начисто теряют навыки пилотирования. «Мы хотим, чтобы они служили в авиации, иначе их придется доучивать по возвращении из армии», - говорит он. Но как пойдут переговоры с Минобороны РФ прогнозировать не берется никто.

И последний вопрос – как повлияет комплекс предложенных мер на цены авиабилетов? В Минтрансе этого не просчитывали. Ну а аналитики убеждены, что к тому времени, когда весь комплекс мер по безопасности будет выполнен, билеты подорожают, главным образом, из-за роста цен на топливо.