Норвегия приостановила отгрузку рыбы в Россию. Причина такого решения – новые требования российских ветеринаров к продукции, следующей в Россию через страны Евросоюза. В результате на границе с Финляндией и Эстонией скопилось свыше 40 грузовиков с красной рыбой общим весом около 700 тонн. Само ведомство объясняет такое решение заботой о российских потребителях, а именно борьбой с поддельными сертификатами.
Скопившаяся рыба, по оценкам специалистов, представляет собой почти недельный объем поставок семги и форели в Россию. Если в ближайшее время ситуация не изменится, цена рыбы может подняться на 15-20%. С начала года семга и форель в российских магазинах и так уже подорожала в полтора раза, цена приблизилась к отметке 260 рублей за килограмм.
Напомним, что Норвегии не привыкать к недоразумениям в торговых отношениях с Россией – 1 января этого года наша страна ввела запрет на импорт свежего лосося из Норвегии. По официальной версии, в нем обнаружили значительное количество тяжелых металлов. Однако независимые эксперты утверждали, что причину запрета надо искать в рыболовных противоречиях двух стран. Скандинавские обозреватели также сомневались в истинности обвинения, списав запрет на жесткие меры норвежцев против российских браконьеров в Баренцевом море. Введенный запрет был частично снят в середине апреля.
Очередные препятствия на пути норвежского лосося эксперты снова связывают с политическими моментами, а некоторые аналитики и вовсе считают, что такие барьеры используются как форма получения взятки и давления на бизнес.
Остается загадкой и то, почему норвежские коллеги не были вовремя предупреждены о новых правилах. Как рассказал «Эксперту Онлайн» глава Международной конфедерации обществ потребителей (Конфоп) Дмитрий Янин, неполноценное информирование норвежских коллег скорее всего связано с безответственным подходом российской стороны: «Подобные ситуации могут прекратиться только после вступления в ВТО. Это называется технический барьер торговли. Пока мы не члены ВТО, иностранная сторона не может принимать ответные шаги и запустить процедуру расследования. Россия этим пользуется и вводит меры, не адекватные опасности».