На днях в итальянском городе Кастельгандольфо компания Eni проводила закрытый семинар-учебу для итальянских журналистов, пишущих на энергетические темы. Иностранных журналистов не пригласили -- как сказали в Eni, из уважения к ним: «Это как объяснять азбуку профессорам». В итальянской прессе в последнее время появилось большое количество некачественной информации на эту тему, поэтому Eni и решила изложить азы нефтегазового бизнеса.
Eni полагала, что результаты семинара улучшат качество общей информации, но не будут использованы для горячих новостей. Поэтому Eni с удивлением обнаружила у ИА «Рейтер» сообщение с семинара с цитатой главы газоэнергетического подразделения группы Доменико Диспенца: "Газпром не намерен привлекать партнеров в Штокмане... Однако для проекта такого уровня сложности ему наверняка потребуются подрядчики, которые могут предоставить высокие технологии. А у Eni они есть".
Как пишет «Рейтер», "по словам Диспенцы, производитель оборудования для нефтяных месторождений Eni, компания Saipem , и инженерное подразделение Snamprogetti могут, если потребуется, предоставить "Газпрому" технологии высокого уровня, однако, сказал он, переговоры пока не ведутся".
Компания Saipem хорошо известна в мире своими высокотехнологичными проектами, в частности, она участвовала вместе с «Газпромом» в строительстве «Голубого потока». Сегодня в самой Eni не захотели комментировать информацию, ссылаясь на джентльменское соглашение с «Газпромом».
На прошлой неделе «Газпром» внезапно сообщил, что будет осваивать Штокмановсоке месторождение самостоятельно. Ранее в список возможных партнеров "Газпрома" входили ConocoPhillips, Chevron, Norsk Hydro, Statoil и Total. «Газпром» сообщил, что не исключает участия иностранных компаний, однако не на правах собственности, а в качестве партнеров по освоению без передачи прав на ресурсную базу. По мнению экспертов рынка, на другие условия мало кто согласиться. Так, французская Total уже 12 октября выразила свое отрицательное мнение по этому вопросу. Total не согласна на подрядные работы по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и хочет иметь доступ к его запасам, заявил старший вице-президент Total по континентальной Европе и Азии Менно Грувель. Но Eni, судя по всему, не столь категорична.
Eni уже около года ведет безрезультатные переговоры с "Газпромом" о совместной деятельности. Итальянцы хотят участвовать в разработке российских месторождений, «Газпром» -- иметь доступ к конечным потребителям в Европе. В сентябре стороны заявили, что подпишут договор к 15 октября, но, очевидно, сроки смещаются на неопределенное время. Идет жесткий торг, и обе компании называют переговоры тяжелыми. Вчера представитель "Газпрома" заявил, что «не исключает возможности самостоятельного выхода на итальянский рынок».
Но выйти на итальянский рынок конечного потребителя (один из самых богатых рынков Европы) -- совсем не простая задача: кроме компаний-конкурентов нужно преодолеть барьеры антимонопольного комитета и заручиться поддержкой в итальянских политических верхах. И хотя отношения двух лидеров считаются хорошими, Романо Проди, памятуя о скандале с предыдущим договором (аннулированным из-за информации, что в российско-итальянской компании, выходящей на конечного потребителя, участвуют друзья Берлускони), будет вести себя чрезвычайно осторожно. Завоевав безусловный авторитет на международной арене, Проди еще должен показать себя как грамотный стратег внутри страны. Оппозиция сейчас ему приписывает все беды, даже те, в которых он ну никак не мог принять участие.
В такой внешне- и внутриполитической обстановке предложение Eni помочь «Газропму» в освоении Штокмана не выглядит абсолютно безответным.