Дуэль не состоялась... Вернее, перенесена

От неформального саммита «Россия - Евросоюз» не ждали судьбоносных прорывов в решении наболевших проблем между объединенной Европой и нашей страной. Ужин 26 государственных лидеров – не лучшее место для решения серьезных вопросов, даже если подают жареного гуся с красным вином. Ждали жареный фактов, скандала. Ведь перед самой встречей стороны обменялись весьма резкими заявлениями и дали понять, что идти на уступки не собираются. Скандала не получилось. Вернее, его не заметили.

Во время итоговой пресс-конференции, отвечая на вопрос о конфликте с Грузией, российский президент заявил, что такого конфликта нет. А есть конфликт между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией. И грузинское руководство, по словам Владимира Путина, стремится к восстановлению своей территориальной целостности военным путем, о чем практически в открытую заявляет. Но сторонам (цитата по агентству «Интерфакс») «нужно набраться терпения, нужно аккуратно возвращать доверие друг к другу и строить общее государство». То есть на весь мир признал, что и Абхазия, и Южная Осетия – есть части независимой Грузии.

Однако эти слова ни одно из отечественных печатных изданий не цитирует. Исчезли они и из текста пресс-конференции, опубликованной на официальном президентском сайте. Вроде как и не говорил этого российский лидер.

Страны Евросоюза прежде всего интересует энергетическое партнерство c нашей страной, в частности, принятие Россией энергетической хартии. В ответ на претензии к России, что она не допускает иностранцев к разработке Штокмановского месторождения, Владимир Путин хоть и не говорил о «споре хозяйствующих субъектов», но показал хорошее знание вопроса.  По его словам, «Газпром» просто не устроили предложения западных партнеров, вот он и решил разрабатывать месторождение сам.

Нет никакой политической подоплеки, по его мнению, и в проблемах вокруг «Сахалина 2», а есть вопросы экологической безопасности и неоправданное желание иностранных компаний удвоить свои расходы, которые в результате должно будет компенсировать российское государство.

Участники неформального саммита, как и следовало ожидать, сделали упор на то, что хотя стороны остались при своем мнении, диалог продолжается. Накануне саммита в Финляндии председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу призвал страны ЕС занять жесткую позицию в отношении России не столько по энергетической безопасности, сколько по проблеме Грузии и убийству Анны Политковской. После саммита Баррозу  примирительно отметил, что надо избегать политизации вопросов энергетики и не допустить, чтобы они раскололи Россию и Европу, как это в свое время сделал коммунизм.

В отличие от европейских лидеров, западная пресса не столь благодушна. «ЕС против России» – так озаглавлен комментарий консервативной Die Welt. «О каких общих ценностях с Россией может идти речь? – спрашивает журналист Die Welt. – В путинской России нет ни независимого правосудия, ни парламентской оппозиции. Чиновники и милиция бездарны и продажны. Экономика контролируется государством, несговорчивые бизнесмены оказываются в лучшем случае в ссылке, а то и в Сибири. Об остальных позаботится мафия. Параноидальный расизм наступает. Пресса посажена на цепь, на прошлой неделе убита критически настроенная журналистка Анна Политковская. Страна движется к фашизму. Во внешней политике Путин преследует цель восстановить империю царей и Сталина, пытаясь дестабилизировать прозападные правительства на Украине и в Грузии».

«Смеясь, Путин преподал ЕС урок дипломатии силы», – комментирует выступления президента России консервативная Süddeutsche Zeitung. Отказ Путина поддержать ратификацию Россией энергетической хартии воспринят немецкими журналистами и политиками с нескрываемым раздражением. «Тяжелые переговоры не привели ни к чему», – с горечью констатирует онлайн-редакция еженедельника Focus. «Саммит закончился неудачей», – вторит коллегам онлайн-выпуск журнала Der Spiegel. – «Несмотря на то, что в финском Лахти и так было достаточно прохладно, во время ужина, за которым обсуждались вопросы сотрудничества ЕС и России, температура упала еще ниже». Виноват в понижении температуры, по мнению журналистов, российский президент, «который твердо стоял на российской позиции».

Британская «The Financial Times» также полна сарказма. По ее мнению, российский президент проявил себя как  воинственный гость, не чуждый провокаций. Как пишет газета, время от времени слова Путина заставляли хозяев приема в недоумении опустить глаза в тарелку с супом из артишоков или поперхнуться запеченным на гриле гусем с розмарином, так как он давал понять, что не намерен выслушивать лекции европейцев о таких вещах, как права человека и коррупция. «Financial Times» отмечает, что президент Путин  обзавелся хорошо выверенным набором ответов на упреки со стороны европейцев. Так в ответ на критику со стороны испанского председателя Европарламента Хосепа Бореля по поводу коррупции в России Путин указал на аналогичные проблемы с городскими властями в Коста-дель-Соль и спросил, как живется в тюрьмах испанским мэрам. "Мафия – не русское слово", – добавил российский лидер.

Итальянская пресса полна возмущения. В понедельник все основные газеты вышли с описанием “оскoрбления” Италии Владимиром Путиным. Наверно они бы и не заметили этого, но испанская газета “El Pais”опубликовала на первой странице слова Путинa  о том что он ни от кого не потерпит лекций о демократии и что в Испании “многие профсоюзные лидеры в тюрьме за коррупцию” и что “Италия - колыбель мафии”. В воскресенье эту новость привело итальянское информагенство ANSA, а затем в понедельник подхватили основные итальянские издания. Несмотря на опровержение пресс-секретаря Романо Проди Сильвио Сиркана, что “Путин прямо не критикoвал Италию и единственными словами моглo быть ироническое замечание, что мафия не является русским словом”,  эти слова вызвали большой резонанс. Между тем, предложние Eni о сотрдуничестве с Россией по освоению Штокмановсого месторождения итальянская пресса так и не вспомнила.

Но как ни странно, в результате все остались довольны. Европейцы – потому что Россия, при всей жесткой риторике, не отказывается от переговоров, российский президент – потому что с успехом парировал все обвинения и не сделал ни шагу назад, журналисты – потому что хоть и ждали большего, но все же получили свою порцию жареного. Вот только к решению проблем между Россией и Европой не приблизились ни на йоту.