Число рейдерских атак на бизнес с каждым годом увеличивается. Об этом сообщил старший следователь по особо важным делам следственного комитета при МВД РФ Павел Сычев на состоявшемся сегодня круглом столе «Безопасность бизнеса как необходимое условие развития экономики и реализации приоритетных национальных проектов», организованном «Деловой Россией». Так, в 2005 году следственный комитет МВД работал над 346 уголовными делами о незаконных слияниях-поглощениях, а в 2006 году уголовных дел стало уже 458. Объем захваченных активов, а также тех, в отношении которых предпринималась попытка захвата, в 2005 году только в рамках этих дел составил 120 млрд рублей. Это около 12% всего российского рынка слияний и поглощений.
В корпоративные споры сегодня вовлечены представители абсолютно всех отраслей экономики — ТЭКа, машиностроения, добывающей промышленности, металлургии. Но в последнее время объектами рейдерских атак все чаще становятся сельхозземли и частно-государственные предприятия, сообщил председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов, отметив при этом, что атакам бизнес часто подвергается со стороны государства.
В текущем году органами предварительного следствия было возбуждено и расследовалось 19 уголовных дел по фактам хищения в Московской области земель сельскохозяйственного назначения. Из них, правда, лишь одно уголовное дело направлено в суд, 13 дел были прекращены в связи с отсутствием состава преступления, а по пяти расследование продолжается. "Рейдеры не заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Они захватывают земли и тем самым ставят под угрозу выполнение национального проекта по сельскому хозяйству", - констатировала заместитель председателя «Деловой России» Елена Николаева. "Стали популярны и рейдерские атаки на частно-государственные предприятия, имеющие большую недвижимость, научно-исследовательские институты, муниципальные предприятия", - рассказал Титов.
Если раньше самым популярным методом рейдеров было банкротство жертвы, то теперь «творчество» рейдеров переключилось в сферу корпоративных конфликтов. Один из излюбленных приемов рейдеров – захват предприятий на основе судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, которые носят неправосудный характер, привел пример гендиректор ЗАО «Смартс» Геннадий Кирюшин. Его компания уже больше года живет в условиях осады. Известный рейдер – компания «Сигма» - пытается отобрать бизнес у акционеров, которые пятнадцать лет назад создали предприятие практически с нуля. «Компания выбирается регион, где "Смартс" даже не работает, два физлица заключают договор о покупке наших облигаций, один из них подает в суд на другого, акции компании "Смартс" арестовываются (в качестве обеспечительных мер). То же самое происходит в других регионах», - рассказывает о своих тяжелых буднях Кирюшин.
По мнению собравшихся на круглом столе, корень проблемы не только в законодательных дырах и коррупции в правоохранительных органах и судах. Предприниматели иногда сами становятся виновниками таких атак. В частности, рейдеры пользуются нарушениями при оформлении прав собственности, совершенными ранее, и другими ошибками в регистрации фирмы, отметила Николаева.
Титов же признал, что ситуация с законодательством улучшается благодаря инициативам Минэкономразвития, которое подготовило законопроект, посвященный урегулированию корпоративных конфликтов.
А начальник управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак призвал администрации других городов и регионов брать пример со столицы в плане борьбы с рейдерством. В 2004 году общее число корпоративных конфликтов, недружественных поглощений и силовых захватов составило 177, в 2005 году – уже 117, а за девять месяцев 2006 года – только 68.
«В августе 2004 года ситуация в Москве выглядела очень напряженной. Мы имели 35 обращений по силовым захватам предприятий. В сентябре было проведено совещание у мэра Москвы Юрия Лужкова и создана временная межведомственная рабочая группа по предупреждению и пресечению силовых захватов. В нее вошли руководители Московской городской думы, всех силовых структур, налоговых и регистрационных органов, общественных организаций и бизнеса. В результате агрессоры лишились главного козыря - внезапности нападения. Был создан механизм предупреждения силовых захватов, суть которого заключается в следующем: как только в управление поступает информация, содержащая признаки готовящегося силового захвата, то она сразу направляется в прокуратуру города и в ГУВД Москвы. Одновременно об этом сообщается главному судебному приставу, в регистрационные, налоговые органы и Арбитражный суд Москвы: есть опасность, что может быть попытка незаконного смещения руководства или собственника организации. После такого информационного предостережения ситуация берется на контроль и осуществляется тщательное рассмотрение поданных документов», - рассказал Корсак.