Дорогая «мерзость»

Мария Кривых
25 октября 2006, 17:46

В этом году Федеральная служба РФ по наркоконтролю (ФСКН) ликвидировала около трех тысяч наркопритонов. В связи с этим цены на наркотические вещества резко подскочили, что, по мнению ФСКН, говорит о прогрессе в борьбе с наркотрафиком. Тем не менее в Россию наркотики продолжают поступать по всем направлениям

Борьба с наркопритонами и изъятие крупных партий наркотиков привели к росту цен на российском черном рынке психотропных веществ. В большинстве российских регионов отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в том числе на героин и марихуану -- в 1,5-2 раза, сообщила сегодня Федеральная служба РФ по наркоконтролю (ФСКН).

В этом году усилиями ФСКН ликвидировано около трех тысяч наркопритонов, которые действовали в крупных российских городах и областных центрах, в частности в Москве, Санкт-Петербурге и таких регионах, как Сибирь и Урал. Наркопритоны в структурах организованной преступности выполняют роль устойчивых низовых звеньев распространения наркотиков. Главная опасность в том, что их деятельность направлена на расширение сбыта наркотиков за счет вовлечения молодежи. Представитель ФСКН отметил, что сотрудники ведомства стали изымать больше синтетических наркотиков, наиболее популярных среди молодых. Только за этот год изъято более 900 млн доз «синтетики».

Статистика пугает: по экспертным данным ФСКН, в целом в России до 6 млн человек употребляют наркотики, на учете же состоит 342 тыс. российских граждан. Хотя бы раз в жизни наркотики пробовали 15 млн россиян. 

Николай Карташов, начальник центра общественных связей ФСКН, пояснил «Эксперту Online», что рост цен на наркотические вещества вполне закономерен и является свидетельством того, что все меньше этой мерзости поступает на российский рынок.

Службе всего три года, но, по его мнению, уже удалось добиться значительных успехов. Перекрывая крупные каналы поступления наркотиков в РФ, ФСКН создает дефицит наркотиков в России, при этом, соответственно, повышаются цены. Это приводит к тому, что наркоманы, которые не располагают такими средствами, а главное, не могут достать дефицитную «заразу», страдают ломкой и в отчаянии обращаются в наркодиспансеры. Таким образом, они выходят из подполья, попадают на учет и начинают лечиться. Правда, главный врач наркологического диспансера №19 Елена Сокольник отметила, что у них процент ежегодно поступающих больных не изменился.

ФСКН же уверена: самым главным прогрессом является то, что количество людей, принимающих наркотики, не увеличивается -- таковы данные Минздрава. И это, по мнению Карташова, переломный момент. К 2009 году вообще ожидается сокращение принимающих наркотики на миллион. Помимо непосредственной борьбы с наркотическими веществами этому поспособствуют и активно проводящиеся профилактические меры.

В РФ почти не производят наркотических веществ. Несмотря на это ассортимент наркотиков достаточно широк, буквально на любой вкус и цвет.

Наиболее популярными являются героин и марихуана. Героин российского производства не существовал и вряд ли появится, так как это наркотик растительного происхождения. Основным каналом поставки героина в РФ является северный маршрут, проходящий через Афганистан, Таджикистан, Киргизию и Казахстан. Это главные поставщики героина и марихуаны, которую некоторые российские умельцы приспособились выращивать на дачных участках и дома в цветочных горшках при специальном освещении, однако на массовое явление эти частные случаи не тянут.

По словам Карташова, будущий год обещает стать для Афганистана особо урожайным. По официальным оценкам экспертов, ожидается, что страна с «наркоэкономикой» подарит миру небывалый урожай сырца опия, из которого производится героин, более 600 тонн. Естественно, ФСКН обещает принять все возможные меры, чтобы оградить Россию от подобных поставок. Однако служба смотрит на вещи здраво и понимает, что это будет не так просто. Одной из проблем Карташов назвал протяженность границы России с Казахстаном (более 7 тыс. км): несмотря на все принятые меры и таможенно-пограничные посты, «на каждом метре пограничника не поставишь». Но ведомство не намерено сдаваться. Недавно завершился второй этап операции «Канал-2006», в котором участвуют семь государств, включая Россию, Армению, Белоруссию, а также Таджикистан и Узбекистан, которые хоть и получают неплохую прибыль с наркооборота, но не намерены с этим мириться и активно участвуют в борьбе с афганским трафиком.

Что касается кокаина, то дорогой наркотик, распространенный преимущественно среди людей с большим достатком (в частности, звезд и представителей бизнес-элиты), занимает одно из последних мест в списке наркотических предпочтений россиян. Кокаин поступает в Россию из Латинской Америки, главным образом из Колумбии. Масштабы поставок не столь велики, из-за дальнего расположения стран-производителей и недостатка популярности в России. Безусловно, ФСКН принимает все меры для пресечения и этого потока, однако, по утверждению знающих людей, «можно, не парясь» провезти самолетом до 5 кг кокаина прямиком из Боготы в Москву.

Конкуренцию героину составляет «синтетика» -- искусственно производимые наркотические средства, поставляемые в Россию из Европы. Голландия, Германия, Польша -- вот откуда в РФ попадают экстази и прочие «колеса». В основном "синтетику" употребляет молодежь, считающая ее менее опасной, чем героин. Зачастую «синтетика» является неотъемлемой частью клубной культуры. В заведениях подобного рода она и распространяется.

Пример либеральной Голландии не дает покоя многим странам, в частности РФ: в России неоднократно пытались легализовать легкие наркотики. Ту же «синтетику», а главное, марихуану. Но пока попытками все и ограничилось. Во время июльской интернет-конференции с президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о легализации наркотических веществ набрал аж 100 тыс. голосов. Но позиция главы государства осталась непреклонной. Он напомнил, что Россия является участником международных соглашений, по которым марихуана относится к числу таких наркотических средств, которые запрещены к распространению официальным образом. А потому РФ намерена и дальше придерживаться этой позиции. К тому же Путин уверен, что опыт легализации марихуаны в других странах доказывает: это не способствует сокращению употребления тяжелых наркотиков, а лишь подготавливает к нему.

Согласно социологическим опросам, абсолютное большинство россиян выступает категорически против инициативы легализации. И это главная гарантия того, что в России не просто не разрешат легкие наркотики, но продолжат активную борьбу с распространением их, а также всех остальных видом наркотических средств.

При этом к бравурным отчетам Госнаркоконтроля надо относиться с осторожностью: ведомство, напомним, создано не так давно, по слухам, -- исключительно ради того, чтобы обеспечить старому другу и коллеге президента господину Черкесову  достойный пост. Черкесов явно не намерен удовлетворяться ролью простого исполнителя (достаточно вспомнить его прочувствованную статью в  "Комсомольской правде" с рассказом о честных чекистах, готовых железной рукой навести порядок в России).  Памятуя о близости главного борца с наркотиками к гаранту Конституции, аналитики время от времени мусолят слухи то о грядущем и неизбежном назначении Черкесова на место Патрушева, то и вовсе о том, что именно Черкесов -- скрываемый до времени преемник. Как бы то ни было, но ведомство просто вынуждено демонстрировать собственную необходимость и рапортовать об успехах, оправдывая и смысл своего создания, и предполагаемые амбиции главы. Отсюда и желание связать подорожание наркотиков исключительно с собственными достижениями, а не, например, с ростом спроса на "дурь", о котором сообщают независимые эксперты.