Официально подтвержденными на данный момент считаются два мероприятия национал-патриотической направленности. «Народная воля» Сергея Бабурина будет митинговать на Болотной площади, а на Славянской молебен проведут Союз православных хоругвеносцев, а также ряд примкнувших к ним патриотических организаций. Православная общественность в результате раскола, произошедшего неделю назад в оргкомитете «русского марша», заявила, что будет проводить свой собственный "правый марш" -- активисты пройдут по столице с хоругвями и иконами. Маршировать им, впрочем, моментально запретили. Зато митинговать и молиться пока нет.
Причиной ссоры между «русскими» и «правыми» стало нежелание последних находиться в одной колонне с организацией «Славянский союз» под предводительством Дмитрия Демушкина. По их мнению, год назад именно «демушкинцы» устроили на Славянской площади провокацию со вскидыванием правых рук и выкриками нацистских лозунгов, фотографии которой не перепечатал тогда только ленивый. Выступление под националистическими лозунгами, открытые призывы к межнациональной вражде, по мнению сторонников «правого марша», противоречат самой идее праздника, символизирующего объединение народа и его победу. Подобное заявление сложно не признать здравым; вспомнить можно и о том, что между сторонниками «русского марша» и «правого марша» есть серьезные идеологические различия -- различия, по сути, между сторонниками имперской идеологии и собственно националистами. Другое дело, что в истории с расколом в оргкомитете марша на первый план вышла далеко не идеология, а личные претензии членов комитета друг к другу, активно выливавшиеся в выяснение отношений на интернет-форумах и в блогах разношерстных националистических деятелей. Определенную роль сыграло и желание лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова превратить «русский марш» в победное шествие собственной организации. Вскоре о своем участии в затее Белова заявил и бывший лидер «Родины» Дмитрий Рогозин, который, кажется, почувствовал, что может сыграть на националистических настроениях не только рядовых граждан, но и некоторых представителей власти и вернуться в большую политику. Кстати, Дмитрий Олегович не стесняется рассказывать журналистам о том, что идеи ДПНИ не имеют ничего общего с фашизмом. Формально Белову и Рогозину на основании того, что на Мясницкой проводятся дорожные работы, маршировать запретили. Белов между тем не перестает запутывать ситуацию, утверждая, что заявка ДПНИ по-прежнему не рассмотрена, решение не принято, а «русский марш состоится в любом случае». О времени и месте будет объявлено дополнительно за пять дней до.
Если «в любом случае», то, значит, будет провокация -- резонно соглашаются все, кто следит за подготовкой к празднику 4 ноября. «Правые» высказывают опасения, что «нацики» и «демушкинцы» придут к ним на молитвенное стояние и устроят драку, лидер ДПНИ Александр Белов строит довольно пугающие конспирологические версии о расколе в Кремле, где плохие силовики хотят помешать "настоящим государственникам и патриотам" выказать свою поддержку государственному курсу Владимира Путина. Вчера неизвестный позвонил по телефону «02» и сообщил, что «4 ноября у Красной площади состоится марш Движения против нелегальной иммиграции, а потом они пойдут громить рынки». О том, что в случае запрета марша ДПНИ пойдет по рынкам, впрочем, говорили и сами рядовые активисты движения. Свою лепту в дестабилизацию обстановки в столице решили внести и демократы. Союз правых сил вместе с рядом правозащитных организаций решили организовать «антифашистский митинг», отказались от российского триколора, назвав его грязным, и в общем-то тоже надеются, что их побьют.
Свой традиционно незамысловатый вариант разрешения конфликта предложила партия «Единая Россия», обратившись к Юрию Лужкову с просьбой запретить любые политические акции 4 ноября. «Для нас главное -- не допустить какого-либо беспредела, и мы все для этого сделаем», -- сообщили «Эксперту Online» в московском отделении ЕР. Пока, по крайней мере, на письмо ЕР столичные власти никак не прореагировали, а сами столичные единороссы, по словам руководителя исполкома московской «Единой России» Виктора Селиверстова, «будут принимать участие в основном в мероприятиях районного масштаба, участвовать в исторических круглых столах. Это где-то порядка тридцати мероприятий. Но это не крупномасштабные городские акции. Мы не считаем, что этот праздник необходимо обозначать массовыми шествиями».
Но если не идти по пути запретов, которые действительно порой начинают казаться единственным выходом? Инициатива «медведей» не встретила широкой поддержки ни в рядах других политических партий, ни среди депутатов и общественных деятелей. «Нужно ли запрещать? -- говорит член комитета ГД по безопасности Виктор Илюхин. -- У нас нет на то ни правовых, ни нравственных оснований». Депутат назвал запрет на проведение марша попыткой наступления на гражданские права, что в дальнейшем может только накалить остановку в обществе. Согласился с ним и Виталий Третьяков, главный редактор «Московских новостей». Комментируя «Эксперту Online» грядущие 4 ноября события, он отметил, что если «Единая Россия» и дальше будет идти по пути запретов, то это не пойдет ей на пользу. Во-первых, это недемократично, во-вторых, противоречит самой основе праздника. Провокации 4 ноября совершенно не исключены, здесь есть чисто ситуативная проблема, связанная с недостаточной, по мнению Третьякова, способностью правоохранительных органов им противостоять, но есть и проблема сущностная. «Многими праздник воспринимается как нечто искусственное, навязанное, День народного единства не воспринимается как святой праздник, когда только отъявленные негодяи и провокаторы могут что-то устроить. По сути, у нас есть только один праздник, который воспринимается как сакральный, -- это 9 Мая, -- сказал Третьяков. -- 4 ноября задумано как день народного единства, но единства не наблюдается ни политического, ни идейного, ни морального». По его словам, лишь время и просвещение могут исправить ситуацию.
О необходимости общественного просвещения как средства противостоять проявлениям экстремизма напомнил и Владимир Плигин, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. «Провокации регулируются нормами законодательства об административных правонарушениях, что же касается применения Закона об экстремизме, то здесь надо действовать очень осторожно», -- заметил депутат.
Надежду относительно того, что всем провокациям попытается противостоять столичная милиция, выразил и руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин. В интервью «Эксперту Online» он сказал: "В том, чтобы 4 ноября прошло максимально спокойно, заинтересованы прежде всего сами сотрудники правоохранительных органов". Политолог напомнил, что главным, по сути, итогом прошлогоднего марша стало одно -- никто из тех, кто устроил провокации, так и не был наказан. И это очень важно. По сути, единственная возможность противостоять дальнейшим провокациям -- наказать виновных. «Если бы после прошлого марша к тому же Демушкину или к ДПНИ были бы применены реальные санкции, то вряд ли в этом году повторилось бы подобное», -- заметил Макаркин.
Но, кроме всего прочего, не стоит забывать и о том -- и здесь соглашаются все, и эксперты, и политики, -- что 4 ноября слишком новый праздник, и главнейшая задача -- сделать его действительно народным. Хочется надеяться, что долг милиции -- помешать противоправным действиям, долг судей -- разобраться и наказать тех, кто призывает к погромам, и 4 ноября мы все-таки не услышим сообщений о погромах. Но ведь это еще только половина проблемы: основная масса наших сограждан не очень пока понимает, в чем смысл трех ноябрьских выходных. И о том, что этот вопрос тоже как-то нужно решать, наполняя праздник должным содержанием, за перипетиями и ссорами русских, нерусских, правых и не очень забывать не стоит.