Газэнергопром

Светлана Локоткова
27 октября 2006, 20:36

Совет директоров «Газпрома» одобрил покупку акций «Мосэнерго» и ОГК-5. Концерн наращивает свои активы в энергетике, но миноритариям это не нравится.

Совет  директоров «Газпрома» одобрил покупку 19,87% акций «Мосэнерго». Бумаги будут приобретены у негосударственного пенсионного фонда «Газфонд», учредитель которого «Газпром». О сделке было известно и раньше -- РАО «ЕЭС России» для этого даже согласилось на дополнительную эмиссию акций «Мосэнерго», которую по закрытой подписке должен был выкупить газовый концерн. «Газпром» за это заплатит 2,1 млрд долларов, после чего будет контролировать более 50% «Мосэнерго». «Мосэнерго» -- вторая после «ГидроОГК» генерирующая компания России по объему установленной мощности. В 2005 году ее выручка составила 2,46 млрд долларов.

Кроме того, газовый концерн подал заявку на выкуп всего объема IPO ОГК-5. Это первая генерирующая компания, которая в ходе реформы электроэнергетики проводит IPO с целью привлечения инвестиций. Об этом размещении было официально объявлено в начале октября. Объем эмиссии 5,1 млрд обыкновенных акций номиналом 1 рубль (16,8% уставного капитала). После нее доля  РАО ЕЭС в ОГК-5 снизится с 87,7 до 75,03% акций. Акции будут проданы по цене от 7,6 до 9,5 цента, то есть ОГК-5 собирается привлечь 388-485 млн долларов. Окончательную цену размещения совет директоров утвердит 31 октября. Вырученные от допэмиссии  средства ОГК направит на финансирование двух проектов -- на строительство парогазовой установки мощностью 420 МВт на Среднеуральской ГРЭС и установки 412 МВт в Подмосковье. А в мае 2007 года, сразу по истечении полугодового моратория на операции с бумагами генкомпании, будет проведен аукцион по продаже   блокирующего пакета ОГК-5.

Руководитель аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин говорит, что интерес «Газпрома» к энергетике понятен -- это крупные потребители газа, и концерну, конечно же, хочется иметь над ними контроль. Но с точки зрения миноритария «Газпрома» такие сделки не очень хороши: вместо газовой отрасли он (миноритарий) вдруг начинает владеть винегретом из нефтяных, энергетических, медийных и разных других активов, к чему он, возможно, не очень стремится. Предположим, инвестор считает телекомпании убыточными, от чего основной бизнес газового монополиста страдает. Или, скажем, ярый противник инвестиций в энергетику, где, по его мнению, реальная реформа не идет, а все деньги только «разворовываются». И его, миноритария, под дулом пистолета никто бы не заставил принимать участие в энергетических играх. А теперь он фактически это делает.

Как иллюстрация к мысли Шеина: тот же совет директоров «Газпрома» одобрил сделку по реализации пенсионным фондом НПФ «Газфонд» принадлежащих «Газпрому» 24,9% акций Газпромбанка. Увеличение капитала Газпромбанка путем проведения дополнительной эмиссии позволит банку и дальше расширять бизнес, увеличивать долю на рынке и объемы кредитования предприятий, говорят представители «Газпрома».

Но все-таки о своем главном бизнесе в компании не совсем забыли. Cовет директоров «Газпрома» одобрил сегодня выкуп дополнительной эмиссии акций армянского ЗАО «АрмРосгазпром» и приобретение венесуэльских «Урданетагазпром-1» и «Урданетагазпром-2», созданных для разработки месторождений углеводородов на блоках «Урумако-1» и «Урумако-2» в рамках проекта «Рафаэль Урданета». После сделки с бумагами «АрмРосгазпрома» доля российского концерна в капитале армянской компании увеличится с 45 до 58%. «АрмРосгазпром» занимается организацией поставок природного газа для внутреннего рынка Армении, а также транспортировкой, хранением, переработкой, распределением и реализацией природного газа, реконструкцией и расширением газотранспортной системы и подземных хранилищ газа в Армении.