Русская АБС для немецкого коня

Николай Чеховский
31 октября 2006, 20:00

Siemens AG подписал соглашение с российскими акционерами НПП АВТЭЛ о выкупе 51% акций этого предприятия. АВТЭЛ расположен в Калуге и сегодня является ведущим производителем автомобильной электроники в России. АвтоВАЗ, а также Горьковский и Ульяновский автомобильные заводы в 2004-2005 годах называли калужское предприятие своим лучшим поставщиком. Представители Siemens не скрывают, что их интерес к АВТЭЛу связан с закладкой в Калуге производственных мощностей концерна Volkswagen, который планирует через несколько лет производить в России 110-115 тыс. автомобилей в год.

Компания АВТЭЛ была основана в Калуге в 1999 году московским предприятием ОАО «Автоэлектроника» и калужским НПП «Элкар». Основателям принадлежало по 50% акций. АВТЭЛ разрабатывает и производит системы управления двигателем, включающие электронные контроллеры, датчики и топливную аппаратуру. В 2005 году объем продаж компании составил 1,2 млрд рублей (35 млн евро). По словам президента управляющей компании «Автоэлектроника» Андрея Перчяна, в этом году выручка предприятия ожидается на уровне 50 млн евро. По данным топ-менеджера, калужский завод в нашей стране успешно конкурирует с концерном Bosch.

Переговоры о покупке акций предприятия немецким концерном шли более двух лет и были, по признанию сторон, довольно трудными. Тем не менее во вторник соглашение о продаже «Автоэлектроникой» и «Элкаром» по 51% своих акций было подписано. Сделка должна быть закрыта до конца ноября этого года. Таким образом, Siemens аккумулирует в своих руках 51% акций предприятия, а двум российским акционерам будет принадлежать по 24,5%. Стороны договорились не разглашать сумму сделки. Совместное предприятие будет располагаться в Калуге на  базе АО «Автоэлектроника». Объем инвестиций в проект до конца 2007 года может составить 10 млн евро.

Как пояснил журналистам председатель правления и вице-президент Siemens VDO Automotive (подразделения Simenes по производству автокомпонентов) Рейнхард Пинцер, «руководство концерна счастливо, что сегодня сделка наконец-то подписана». По его словам, немецкое предприятие решило прийти в Россию, поскольку это один из наиболее динамично растущих автомобильных рынков в мире, объем которого увеличивается более чем на 10% ежегодно. Как отметил гендиректор российского представительства Siemens VDO Automotive Дмитрий Азаров, «сейчас  мировые производители приходят в Россию. Siemens ничего не остается  делать,  как  поддерживать эти компании на российском рынке, открывая на нем производство  автокомпонентов». По его словам, руководство концерна понимает, что требования и условия эксплуатации автозапчастей в России значительно отличаются от принятых стандартов в Западной Европе и США, поэтому в 2005 году в Москве было открыто подразделение корпорации Siemens VDO Engineering, которое производит НИОКР для российских автокомпонентов.

Как полагает Дмитрий Азаров, подписанное в октябре этого года постановление №566, которое устанавливает льготный размер (от 0 до 5%) таможенных пошлин для импорта частей для промышленной сборки автокомплектующих в России, будет активно стимулировать зарубежных производителей увеличивать степень локализации производства у нас в стране. Ожидается, что постановление вступит в силу в ноябре этого года. Поэтому руководство Siemens ожидает, что на их автоэлектронику будет повышенный спрос, в первую очередь рассчитывая на своих традиционных партнеров на мировом рынке: Volkswagen, Ford и General Motors.

Пока в клиентах АВТЭЛа числятся только традиционные российские производители, которые по мере возникновения спроса могут увеличивать свои заказы за счет установки на свои машины АБС, систем курсовой устойчивости, а также навигационных приборов и устройств для ночного вождения. Только за счет загрузки заказами АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа, полагает Андрей Перчян, объемы производства в денежном выражении в ближайшие три года будут расти примерно на 25% в год.

Расчет на привлечение новых заказов со стороны крупнейших западных автопроизводителей стал основной причиной того, что российские учредители АВТЭЛа пошли на сотрудничество с немецким концерном. Уже прошли первые переговоры с руководством калужского предприятия Volkswagen, однако конкретные договоренности еще не достигнуты. Siemens, по словам Райнхарда Пинцера, ведет переговоры со всеми автопроизводителями, которые планирует в ближайшие годы прийти в Россию. Большинство их них намерено разместить свои производства под Санкт-Петербургом. Siemens не собирается строить или покупать производственные мощности в Ленинградской области, однако его мощностей в Калуге «достаточно, чтобы обслужить всех потенциальных клиентов». Таким образом, в Калужской области может образоваться новый автомобильный кластер.