Великому клубу – лучший стадион

Андрей Борзенко
31 октября 2006, 19:26

Сегодня в главном офисе финансовой группы «ИФД КапиталЪ» прошла презентация проекта стадиона футбольного клуба «Спартак» (Москва).

Спонсоры и архитекторы обещают, что в 2009 году на территории Тушинского аэродрома будет открыто самое современное и комфортное спортивное сооружение в Европе. О тяжелой судьбе и исторической значимости проекта журналистам рассказали председатель совета директоров «Спартака», вице-президент нефтяной компании «ЛУКойл» Леонид Федун, глава Российского футбольного союза Виталий Мутко, председатель совета директоров ООО "Стадион "Спартак"" Юрий Цховребов, а также представители московского правительства, Росспорта и проектных компаний.

Будущий стадион рассчитан на 35 тысяч зрителей, а к открытой круглой арене будет прилегать прямоугольный универсальный зал вместимостью 12 тысяч человек. Так что при взгляде сверху макет сооружения напоминает гигантскую ракетку для пинг-понга. Проект предусматривает строительство гостиницы на 200 номеров, парковок на 4 тысячи мест, а также открытие новой станции метрополитена, выход из которой будет вести прямо к стадиону. Подробно устройство арены описал менеджер проекта, Андреас Бекманн из немецкой компании Hochtief Construction AG. Предполагается строительство вертолетной площадки, подготовка специальной бизнес-зоны, а также создание клубного музея. Тот же Бекманн назвал приблизительную стоимость строительства – порядка 150 млн евро. На вопрос, кто даст такие деньги, Леонид Федун емко ответил: «Я».

Наряду с Hochtief, ответственной за несущие конструкции, архитектуру, геологию и строительную физику, превращением денег Федуна в спортивный комплекс займутся компании AR.TE.PLAN (архитектура, благоустройство), IGK IGR (несущие конструкции, железобетон, сталь) и HHP West (противопожарные мероприятия). Адаптацией задумок западных коллег к российским нормам проектирования и требованиям безопасности и градостроительной привязки озабочен институт "Моспроект-4". На сегодня подписаны  необходимые документы, в частности распоряжения правительства РФ и Росимущества, но сам проект существует только в предварительном виде. 

 pic_text1

Как сказал «Эксперту Online» Юрий Цховребов, основные проблемы связаны с чрезмерно завышенными техническими требованиями: «После нескольких произошедших за последнее время случаев падения крыш на разных объектах нормы безопасности ужесточились. Конечно, самым безопасным архитектурным сооружением всегда будет блиндаж, но нельзя же строить одни блиндажи. Так что после заседания Общественного совета по архитектуре и градостроительству при мэре Москвы, на котором формально будет утвержден проект, начнутся многочисленные уточнения. Возможно, процессы строительства и согласования будут какое-то время идти параллельно». При этом, как сказал Цховребов, лично Лужкову проект понравился, а с учетом того, что авторский коллектив создателей стадиона возглавил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, неразрешимых проблем возникнуть не должно.

 pic_text2

Последнее особенно важно, если помнить, как долго болельщики «Спартака» ждут возведения собственной арены. Все предыдущие предложения не удавалось согласовать или с городскими властями, или с федеральными, или с арендаторами конкретных участков земли. Сейчас поклонники девятикратных чемпионов России могут быть недовольны разве что вместимостью стадиона. 35 тысяч мест – это немногим больше, чем у в разы менее популярного «Локомотива». Разработчики ссылаются на данные специализированного консалтингового агентства AT Kearney, исследовавшего посещаемость домашних матчей «Спартака» за последние пятнадцать лет и назвавшего 35 тысяч оптимальным вариантом. При этом Леонид Федун рассчитывает, что болельщики будут раскупать до 90% сезонных абонементов, а значительную часть доходов обеспечат многочисленные VIP-ложи, которые будут выкупаться представителями крупных корпораций. В целом же, говоря о будущих доходах, вице-президент «ЛУКойла» сообщил «Эксперту Online», что? согласно бизнес-плану, проект может в значительной мере окупиться через 14-15 лет.

Теперь остается ждать начала строительства. Как сказал генеральный директор ГУП МНИИП «Моспроект-4» Андрей Боков, работы в Тушине начнутся не раньше будущей весны. Предложения и пожелания болельщиков с 1 ноября принимаются на специальном сайте stadionspartak.ru. А пока «Спартак» принимает в Лиге чемпионов миланский «Интер» на более чем сомнительном искусственном поле «Лужников».