Больше не бывает

Екатерина Шохина
9 октября 2006, 18:28

«Русал», СУАЛ и Glencore объединились. Теперь это самая крупная, самая дорогая и самая рентабельная алюминиевая компания мира.

Компания «Русский алюминий» («Русал»), ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) и швейцарский сырьевой трейдер Glencore подписали соглашение о слиянии.

В объединенной компании «Русал» получит 66%, СУАЛ — 22%, а Glencore — 12%, сообщил Виктор Вексельберг в понедельник на пресс-конференции в Москве, посвященной объединению компаний. По его словам, в течение 18 месяцев планируется IPO объединенной компании на Лондонской фондовой бирже. Исполнительным директором компании будет глава «Русала» Александр Булыгин, председателем совета директоров — руководитель СУАЛа Брайан Гилбертсон.

«Совет директоров будет состоять из двенадцати человек, шестеро из которых будут представители "Русала", двое - СУАЛа, один - из Glencore и двое независимых директоров», - сказал Вексельберг.

«Русалом» владеет предприниматель Олег Дерипаска, контрольный пакет СУАЛа принадлежит Виктору Вексельбергу и Леонарду Блаватнику. Glencore своих владельцев не раскрывает.

Сегодня “Русал” является третьей по объему производства алюминиевой компанией мира - в 2005 году она произвела 2,7 млн тонн алюминия, получила 6,65 млрд долларов выручки и 1,65 млрд долларов чистой прибыли. СУАЛ в 2005 году выпустил 1,05 млн тонн алюминия, выручка по МСФО в 2005 году составила 2,7 млрд долларов, EBITDA — почти 600 млн долларов. Glencore — один из крупнейших в мире трейдеров (оборот превышает 90 млрд долларов). В новую компанию он внесет 100% акций ирландского глиноземного завода Aughinish (годовая мощность — 1,85 млн тонн), 100% шведского алюминиевого завода Kubal (102 тыс. тонн) и 93% ямайского глиноземного завода Widalco (1,26 млн тонн).

Сделку планируется закрыть к 1 апреля 2007 года. Объединенная компания станет самой крупной, самой дорогой и самой прибыльной алюминиевой компанией в мире.  «Мы будем находиться на первом месте по объемам выпуска первичного алюминия - более четырех миллионов тонн - и глинозема, производство которого составит более одиннадцати миллионов тонн», - сообщил Вексельберг. Это больше показателей сегодняшних лидеров отрасли — Alcoa и Alcan, каждая из которых производит около 3,5 млн тонн алюминия в год.

После слияния новая компания будет контролировать примерно 12% мирового рынка алюминия и 100% российского рынка первичного алюминия. Но, как полагают аналитики, создание монополиста в алюминиевой отрасли не повлечет за собой роста цен. Во-первых, потому, что и «Русал», и СУАЛ ориентированы прежде всего на экспорт. А во-вторых, вследствие создания монополии в руках у ФАС будут серьезные рычаги по регулированию, такие, например, как границы роста цен в течение года — наподобие рамок, установленных для естественных монополий.

Зато “Русал” и СУАЛ смогут увеличить сбыт своей продукции по прямым контрактам, а не через биржу, и начать отбирать клиентов у тех же Alcoa или Alcan, считает аналитик Метрополя Денис Нуштаев. Сейчас “Русал” продает по прямым контрактам около 85% своей продукции, но хочет увеличить эту долю.

Рентабельность компании также впечатляет – по оценке аналитика «Уралсиба» Дмитрия Смолина, она составит порядка 30% (тут большую роль играют высокие цены на металлы и низкая себестоимость из-за дешевой электроэнергии), что также превосходит всех остальных. Так, рентабельность Alcoa - 20%, Alcan -18%. «Пока компания непублична и ее рыночная стоимость не определена, но, скорее всего, она составляет порядка 25 миллиардов долларов, что также дороже Alcoa и Alcan, которые оцениваются в 24 миллиарда и 16 миллиардов долларов соответственно», - отмечает Смолин.

По мнению Вексельберга, «это редкий случай, когда в результате слияния появляется такой крупный производитель с большим долевым участием российских компаний". «Я считаю, что есть взаимовыгодные предпосылки для дальнейшей работы", - сказал сегодня Вексельберг. Действительно, дальнейшие планы компании весьма амбициозны. Она намерена довести производство алюминия до 5 млн тонн в год через 3-3,5 года, заявил Александр Булыгин. Инвестиции объединенной компании в ближайшие пять лет запланированы на уровне 3-3,5 млрд долларов в год, при этом «финансовые ресурсы объединенной компании позволят ей рассматривать различные направления диверсификации бизнеса», - отметил Булыгин. Скорее всего, под диверсификацией бизнеса надо понимать в первую очередь покупку старых и создание новых энергетических активов, считает Смолин. Так удастся снизить издержки компании и сделать ее еще более эффективной – ведь сейчас до 40% себестоимости алюминия составляют энергетические затраты.

Новая компания может стать многопрофильным металлургическим холдингом. Компании есть смысл покупать активы других предприятий цветной металлургии, поскольку многие металлы используются в алюминиевой индустрии. Например, магний используется при производстве алюминиево-магниевых сплавов, которые в свою очередь используются в производстве машиностроительной продукции.