Группа ГАЗ и ее основной акционер "Русские машины" подписали 18 ноября меморандум о стратегическом партнерстве с канадской компанией Magna, одним из ведущих мировых производителей автокомпонентов. Для сотрудничества с Magna "Русские машины" создали дочернюю компанию RM Systems, в которую переводится все автокомпонентное производство ГАЗа за исключением двигателей.
Российская компания создаст с Magna International Europe несколько совместных предприятий. Они будут производить пластмассовые детали и модули интерьера и внешней отделки, а также штамповку и сборку кузовных узлов и деталей. В 2008 году на площадке Горьковского автозавода планируется запустить два СП, одно из которых займется выпуском крупных деталей из пластмасс, в частности бамперов. Второе СП будет производить штампованные детали из металла. Инвестиции в первые СП, где, по прогнозам, "Русским машинам" будет принадлежать контрольный пакет акций, составят 300 млн евро. По словам губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, новые предприятия будут освобождены на 25% от налога на прибыль и полностью освобождены от налога на имущество до момента выхода на окупаемость.
Выбор специализации первых СП определяется задачами логистики: предприятия будут обеспечивать потребности группы ГАЗ в компонентах для Chrysler Sebring и Dodge Stratus, которые невыгодно поставлять из США в Нижний Новгород, где организуется сборочное производство этих машин. Однако в перспективе партнеры планируют наладить поставки на все российские автопредприятия, так как мощности СП рассчитаны минимум на 250 тыс. автомобилей в год.
По экспертным оценкам, к 2010 году рынок автокомпонентов в России будет составлять 20-32 млрд долларов в год. Ожидается, что СП по производству приборных панелей, дверных модулей, сидений и других комплектующих могут разместиться в Тольятти (для АвтоВАЗа), Калуге (для Volkswagen) и Санкт-Петербурге (для Toyota).
RM Systems сейчас ведет переговоры с другими потенциальными партнерами. То же делает в России и Magna. По некоторым данным, Magna International Europe ведет переговоры о сотрудничестве с группой СОК. Magna необходимы местные поставщики автокомпонентов второго и третьего уровней (простых компонентов для производства более сложных), и СОК рассматривается как логичный партнер. Однако сначала компания намерена заключить договоры с конечными потребителями продукции. Одним из них, как ожидается, станет АвтоВАЗ, которому Magna готова оказать содействие в создании сборочного производства нового автомобиля класса С.