Татарский мегапроект

Александр Попов
22 ноября 2006, 17:39

Сегодня в Москве прошла презентация комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске общим объемом 5 млрд долларов. Часть средств будет получена из Инвестиционного фонда России

Инвестором проекта изначально выступала компания "Татнефть" -- один из крупнейших игроков нефтяной отрасли России. Для непосредственной реализации проекта создано ЗАО "Нижнекамский НПЗ" (ННПЗ), которое выступает заказчиком строительства. По словам гендиректора компании Хамзы Багманова, главная цель проекта -- решить проблему переработки высокосернистой нефти (из 30 млн тонн "черного золота", ежегодно добываемого на территории Татарстана, все большая доля с каждым годом приходится на "тяжелую" нефть). В "Татнефти", которая выкачивает более 25 млн тонн, более 50% объема приходится на высокосернистую нефть. Естественно, перед компанией стоит задача что-то с этим объемом делать. Оптимальный выход -- переработка. Существующий нефтеперерабатывающий завод в Нижнекамске уже перерабатывает около 7 млн тонн нефти, однако правительством Татарстана поставлена задача к 2010 году удвоить эти объемы.

В итоге и появился проект комплекса заводов в Нижнекамске. В состав комплекса войдут три предприятия. До 2009 года планируется возвести НПЗ с мощностями для переработки 7 млн тонн нефти и завод глубокой переработки нефти. За счет этих производств будет решена задача переработки тяжелых остатков нефти и выпуска нефтепродуктов, которые ННПЗ будет поставлять как на внутренний, так и на внешний рынок. В первую очередь речь идет о бензине. У "Татнефти" есть собственная сеть АЗС, способная реализовать в год до 1 млн тонн топлива. ННПЗ будет поставлять на АЗС до 850 тыс. тонн бензина. Параллельно будет выпускаться дизельное топливо стандарта Евро-5, который могут покупать и в Европе, а также около 500 тыс. тонн авиационного керосина. По словам Хамзы Багманова, "если внутренний рынок не "проглотит" эти объемы, будем экспортировать".

До 2010 года в составе нижнекамского комплекса планируется также запустить нефтехимический завод. В этом еще одно отличие проекта от всех остальных. Совмещение нефтехимии и нефтепереработки -- редкость. А "Татнефть" к тому же рассчитывает за счет нефтехимии диверсифицировать производство и выйти на новые рынки. Производить на этом заводе предполагается различные товары -- от посуды до моющих средств и технических масел. В целом комплекс заводов будет производить около 20 видов продуктов глубокой переработки нефти.

Кроме того, по словам гендиректора ОАО "ВНИПИ Нефть" Владимира Капустина (возглавляемая им организация занимается проектированием строительства), комплекс заводов в Нижнекамске станет первым за 25 лет проектом возведения завода по переработке нефти в России с нуля. Подобного проекта в настоящее время нет ни у одной из российских нефтяных компаний. Кроме «Роснефти», которая прорабатывает вопрос сноса собственного НПЗ в Туапсе и строительства на этой же площадке нового производства. "Газпром нефть" больше интересует скупка оставшихся перерабатывающих активов ЮКОСа, а "ЛУКойл" объявил о глобальных планах по освоению международного рынка.

Неудивительно, что нижнекамский проект будет финансироваться из Инвестфонда. Федеральный бюджет вложит средства в сооружение объектов инфраструктуры: нефтепровода (7,2 млрд рублей), продуктопровода (5,2 млрд) и железнодорожных путей (4,1 млрд рублей). Все эти объекты в дальнейшем отойдут на баланс госкомпаний -- "Транснефти", "Транснефтепродукта" и "Российских железных дорог". В целом же объем капитальных вложений в строительство комплекса составит, по последним расчетам, более 130 млрд рублей. Выпуск товарной продукции запланирован в размере 81,6 млрд рублей, внутренняя норма доходности -- 11,3%, срок окупаемости -- 6,6 года. Ежегодная прибыль -- около 10,5 млрд рублей, а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней с учетом акцизов -- около 15 млрд рублей в год.

Непонятно пока только одно -- схема финансирования проекта. Руководство "Татнефти" и ННПЗ эту тему дипломатично обходит, ссылаясь на то, что окончательно все будет понятно в начале 2007 года. Именно тогда финансовые консультанты проекта -- банк "Зенит" и BNP Paribas -- должны предложить компании определенную схему проектного финансирования. Скорее всего, это будут долгосрочные кредиты западных банков. Все-таки общий объем финансирования -- около 5 млрд долларов -- слишком масштабен для современной России.

По оценке аналитика ИГ "Атон" Артема Кончина, татарский проект выгоден не только "Татнефти", но и всем остальным российским компаниям. "Сегодня Urals теряет пять-шесть процентов в цене по сравнению с Brent, поскольку татарская компания добавляет в общий поток нефтепровода свою высокосернистую нефть. Если помните, президент Путин не так давно сказал, что этот недостаток нужно устранить. Поэтому, полностью исключив нефть "Татнефти" из системы нефтепроводов России, можно повысить качество нашей нефти и получить за счет этого дополнительную прибыль", -- уверен аналитик.

"В настоящее время российская нефтяная отрасль испытывает дефицит перерабатывающих мощностей, а большинство существующих заводов работает на изношенном оборудовании, которое нуждается в модернизации. Поэтому проект ННПЗ мы оцениваем положительно, - заявил "Эксперт Online" аналитик ИК "Финам" Михаил Орлов. - Однако такой масштабный проект содержит определенные риски. Строительство новых НПЗ - крайне капиталоемкий проект с длительным инвестиционным циклом (планируемый срок окупаемости проекта по предварительным расчетам составляет 6,6 лет), что, очевидно, требует особой долгосрочной уверенности в стабильности условий экономической деятельности. Также дестабилизирующим фактором на рынке нефтехимии является постоянно изменяющаяся конъюнктура нефтяного рынка. Высокие цены на нефть могут существенно повлиять на рентабельность предприятия и тем самым поставить под угрозу весь проект. Кроме того, для реализации такого проекта требуются высокопрофессиональные кадры и развитая инфраструктура, которую пока только планируется построить".