Некто, нечто, 5 лет

Роман Лейбов
22 ноября 2006, 14:43

20 ноября  Бутырский суд г. Москвы приговорил главного редактора бюллетеня "Радикальная политика"  Бориса Стомахина к пяти годам лишения свободы за возбуждение религиозной ненависти и призывы к осуществлению экстремистской деятельности посредством СМИ.

Представитель обвинения высказал мысль, что г-н Стомахин, к сожалению, никак иначе исправиться не сможет.

Суд счел смягчающим обстоятельством инвалидность подсудимого и его матери.

Борис Стомахин постоянно сотрудничал с интернет-изданиями чеченских сепаратистов, выступал против войны в Чечне и писал: "Убивать, убивать, убивать!".

Примечание:

Мне лично глубоко неприятны как интернет-издания чеченских сепаратистов, так и многие высказывания г-на Стомахина. Попросту сказать, чудовищную, с моей точки зрения, ахинею несет порой г-н Стомахин.

Тем не менее не могу удержаться, чтобы не процитировать и опубликованные на сайте, созданном для поддержки редактора "Радикальной политики", отрывки из постановления о привлечении оного Б. Стомахина в качестве обвиняемого:

Следователь по особо важным делам прокуратуры Северо-Восточного административного округа города Москвы юрист 2-го класса Поликаркин В. Н., рассмотрев материалы уголовного дела № <...>,

УСТАНОВИЛ:

Стомахин Б. В. совершил действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека, группы лиц по признакам национальности, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, с использованием средств массовой информации.

<...>

Так он, Стомахин Б. В. <...>, причисляя себя <...>  к членам неформального либерально-демократического движения «Революционного Контактного Объединения» (далее по тексту. - РКО) <...> активно осуществлял деятельность <...> по организации выпуска <...> печатного издания <...>.

Реализуя указанную деятельность, Стомахин Б. В., лично <...>, находясь у себя дома <...>, формируя содержание выпусков своего издания, включая в него статьи собственного авторства, а также статьи различных единомышленников, разделяющих его взгляды, а также размещая в нем выдержки из иных неофициальных и официальных источников, средств массовой информации, искажая суть первоисточников и выдавая их за свои (за свое авторство), организовывал производство печатного издания - информационного бюллетеня «Радикальная политика», набирал тексты бюллетеней на своем персональном компьютере, установленном по вышеуказанному адресу, и занимался их последующим распечатыванием и размножением при неустановленных следствием обстоятельствах посредством трафаретной печати.

Прервем цитату (поверьте, я пропустил не только номер дела и адрес г-на Стомахина, но и массу других столь же важных подробностей) и зададимся вопросом: а какая такая еще "трафаретная печать"? "Издательский словарь-справочник" сообщает нам, что это

"способ печати, при котором краска продавливается спец. тупым ножом - ракелем - через печатающие элементы печ. формы из тончайшей металлической сетки (от 54 до 180 нитей на 1 см) на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печ. формы не дают краске проникать на этот материал. Благодаря тому, что при Т. п. можно получать на оттиске слой, толщина которого во много раз больше, чем на оттиске при высокой и офсетной печати, изображения получаются яркими, насыщенных цветов, печатать можно на самых разных материалах, в т. ч. не только плоских. Т. п. успешно используется для печати этикеток, худож. репродукций с картин, написанных масляными красками, плакатов, афиш, рекламных проспектов, книг для слепых, на переплетных крышках"

Г-н Поликаркин (если предположить, что текст постановления подлинный и составлен именно им) ставит читателя в тупик: какие еще бюллетени на этикетках? Какие книги для слепых? Что за картины маслом? На какие такие сюжеты? "Кровавый тиран Путин в ресторане "Пушкин" пожирает ногу Шамиля Басаева"? "Единая семья просвещенных европейских народов аплодирует джигитовке чеченских моджахедов"?

Или же просто в прокуратуре пишут постановления о привлечении, не сообразуя их с русским языком и здравым смыслом? Ну да ладно, не будем раздражаться заранее,  потому что вот что еще там дальше написано:

Издавая вышеуказанный бюллетень <...>, имея намерение лично противостоять организационной структуре общества, государству, общепризнанным нормам, подтвержденных Конституцией РФ, таких как: гуманность, плюрализм идеологий и многообразие наций, свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества, совести, вероисповедания, верховенства прав и свобод личности, их охрана со стороны государства, умышленно неверно трактуя смысл частей 1, 4 и 5 статьи 29 Конституции РФ, которой провозглашается свобода мысли и слова, свобода массовой информации и право свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, игнорируя запреты, установленные частями 2 и 3 данной статьи Конституции РФ относительно пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, в том числе путем пропаганды превосходства по признаку социального, расового, национального происхождения, отношения к религии, языку, Стомахин Б. В. выражал в публикациях свое протестное антиконституционное поведение, придавая им негативную и отрицательную эмоциональную окраску, ориентируя будущих читателей на выражение крайностей разворачивающихся политических процессов, абсолютизируя внешнюю сторону явлений, высказывал превосходство одной религии и неполноценность другой, полагая тем самым возмутить общество и призвать его в последующем к изменению существующего государственного строя страны.

По-моему, писателю Сорокину следует публично отказаться от всех своих премий и грантов и удалиться куда-нибудь в Бобруйск, а грантодателям, премиальным комитетам, кинорежиссерам и композиторам - обратить немедленное внимание на г-на Поликаркина В. Н. Следователя, между прочим, по особо важным делам. Потому что таких жемчужин, как "выражение крайностей разворачивающихся политических процессов" или "абсолютизируя внешнюю сторону явлений", писатель Сорокин никогда не обнаружит в том продукте, который обычно является объектом его, писателя, неусыпного и любовного разгребания.

Лента заголовков от Яндекс. Новости

Итак, имеем сюжет: некоторого человека приговорили к некоторому заключению за некоторую деятельность.

Задача автора заголовка материала, повествующего об этом событии, - заменить в нем конструкции с местоимением "некоторый" на другие выражения, передающие отношение к событию.

Человек может казаться хорошим, а может - плохим.

Наказание может представляться суровым, а может - мягким.

Деятельность человека может описываться по-разному и оцениваться нейтрально, положительно или отрицательно.

Как же развивают сюжет заголовки интернет-изданий?

 

Контрольный вопрос: А как бы вы озаглавили эту новость?

Контрольные ответы:

nostalgie_ee

Для большой статьи, претендующей на объективность и беспристрастность: "Как слово наше отзовется...".

Примерно то же самое, адаптированное для православного (или околоправославного) издания: "От слов своих оправдишься, от слов своих и осудишься".

9000

Вопрос о заголовке допускает много ответов. Например, "Дело журналиста в очередной раз указывает на противоречие в Конституции". Или: "Хвалить чеченцев признано незаконным". Или: "Пять лет тюрьмы за [вставить, сколько там] лет издания газеты". "Только лишение свободы исправит журналиста, полагает государственное обвинение". Или, наоборот: "Абсолютизация внешней стороны явлений карается законом".

(Да, я полагаю, что "недопустимость экстремистских высказываний" находится в противоречии со "свободой слова". Вспоминается, как при советсткой власти был официально запрещен мат.)

Дима Фон-Дер-Флаасс

"Вы крокодилы, господа? Очень приятно. Так вы у меня будете жрать друг друга".

Некорректно и может некоторых обидеть, а других заставить увидеть меня в неприятном свете, но ничего поделать не могу. Эта строчка пришла первой, а после нее ничего уже не пришло.

 

"За призывы к религиозной ненависти - пять лет лишения свободы", - спокойно констатирует Newsinfo. Кому пять лет - непонятно. Никому. Всем. А хоть и вам при случае, читатель.

Из всего букета обвинений, предъявленных г-ну Стомахину, в заголовке остается одно, наиболее близкое, по мысли авторов, читателям. Ну, карикатуры датские, выставки московские, код Микеланджело, контекст, в общем...

Кстати сказать, обвиняемый является не только радикальным либералом, но и радикальным атеистом, поэтому обвинение в религиозной ненависти мне лично не очень понятно: обычно таковой объявляется неприязненное отношение адептов одной религии к приверженцам другой. Следует предположить, что атеизм теперь прецедентно объявляется одной из конфессий, но в этом случае, кажется, он может также претендовать в России на статус религии традиционной.

Правда, у атеистов пока нет патриарха. Г-н Зюганов бы мог, да не хочет чего-то. Боится, что ли?

Впрочем, некоторые источники сообщают, что прочие источники врут как сивый мерин, и обвинение в  "возбуждении религиозной вражды" было отведено.

Но кому какое дело, что там какие источники сообщают?!

Главное - заголовки.

 

Контрольный вопрос: Является ли атеизм религией?

Контрольные ответы:

dimrub

Утверждение, что атеизм является религией, часто всплывает в спорах представителей той или иной религии и, соответственно, атеистов. Убрав строительный мусор, получаем стройный силлогизм (на самом деле - софизм, но прибережем дерогативы до катарсиса): отрицание чего-либо является примером оного. Нет ничего проще и скучнее, чем доводить подобные силлогизмы до абсурда. Ну, например, мир является видом войны, а воздержание - видом секса. Вот только дети от воздержания почему-то не рождаются.

nostalgie_ee

Читаем определения.

"Религия (от лат. religare — быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) — система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность".

Атеист связи со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность, не ощущает.

Согласно определению С. Н.Трубецкого, “религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам”. Атеисты организованно высшим силам не поклоняются.

Эксперты аналитической группы депутата Государственной думы Н. В. Кривельской определяют понятие религии как “мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование единого Бога или нескольких богов, утверждающее первичность духовных и нравственных ценностей по отношению к ценностям материальным и устанавливающее культ богослужебных и обрядовых правил и предписаний, таинств и действий”. В существование единого Бога или нескольких богов атеисты не верят, первичность духовных и нравственных ценностей по отношению к ценностям материальным не утверждают (а если и утверждают, то это "контрабанда", не вытекающая из атеистических постулатов и привнесенная извне), культ богослужебных и обрядовых правил и предписаний, таинств и действий не устанавливают.

9000

Является ли атеизм религией, зависит от того, как определить атеизм. Доказательства верности картины мира атеистов столь же далеки от научного стандарта, сколь и у традиционных религий. Впрочем, странно было бы признавать религией любую систему взглядов, опирающуюся на недоказанные предположения, это было бы, наверное, неосмотрительно: существование так называемой объективной реальности также недоказуемо, но этой гипотезой пользуются чрезвычайно широко. Видимо, дело в культе. Отправление атеистических культов, бывало, имело место в СССР: ритуалы, проповеди, прозелитизм. В нынешней России пока ни разу такого не встречал. С другой стороны, некоторые традиционные вещи типа дзен-буддизма, пожалуй, тоже не слишком легко подверстать под статью религий.

"Певца Хаттаба и Басаева исправят в колонии" - радикально решает проблему  Gzt.Ru, не без иронии переключая повествование из презенса в футурум. Перифрастическое обозначение г-на Стомахина, данное тут, заметим, довольно точно; его статьи приближаются к лирическому роду, правда, он обычно предпочитает не оду, но инвективу.

В этом, кстати, г-н Стомахин близок к другому современному лирику-публицисту - г-ну Проханову, который также в своих колонках демонстрирует многочисленные примеры разнообразного парения, да и стихотворной форме не чужд:

«Ты лети, лети, граната, До Бамута от Герата, Разорви Басаева Или покусай его! Генерал имперский Крошев, Умоляю, будь хороший, Замочи из "Града" чурку, Изувечь его дочурку» и т. д., и т. п. (цитирую по памяти).

В свете этой аналогии следует задать резонный вопрос о границах дозволенного в лирическом высказывании (даже отвлекаясь от проблемы трафаретной печати).

Этот вопрос может быть решен двояко. Можно приравнять перо к штыку и неукоснительно требовать от авторов перволичных экспрессивных высказываний разрешения на ношение этого холодного оружия, в противном же случае - преследовать их по закону вплоть до прискорбно замороженной пока высшей меры.

А можно выдавать лирикам специальные справки, заверенные в районных диспансерных учреждениях соответствующего профиля, которые предоставят носителям речи иммунитет от преследований неутомимого г-на Поликаркина. Кстати, в связи с обсуждавшимися выше особенностями стиля этого прекрасного следователя, я полагаю, что в первые месяцы попасть на прием в кабинеты, где будут выдаваться справки, будет затруднительно. Прокуратура - вне очереди.

"Интернет-журналиста посадили на пять лет", - полагает  CNews. Тут на первый план выдвигается уже не лирический жанр, а среда, в которой г-н Стомахин преимущественно распространял свои воззрения: интернет. Опасное дело - сеть.

"Публикация на сайте боевиков обернулась тюрьмой", - вторит "Правда.ru". Товарищ, берегись. Опять же, вирусы всюду.

"Со сломанным позвоночником рупор чеченских террористов отправили на 5 лет в камеру", - не очень ловко шутят  "Национальные Интересы" (единственное издание, отмечающее, что г-н Стомахин - "русский еврейского происхождения"). Кажется, подразумевается сочувствие аудитории и к факту приговора, и к факту перелома позвоночника. Впрочем, кто их разберет, эти собачьи интересы?

"В России журналиста-инвалида приговорили к 5 годам тюрьмы" - а это, конечно, "Газета по-украински". И еще в России белых медведей линчуют, чтобы не ходили по улицам неполиткорректно.

А вот что пишет  BBCRussian.com: "Журналисту дали 5 лет за статьи о Чечне".

 

Контрольные вопросы: Можно ли судить за стихи? Одинаковые ли сроки давать за ямбы и хореи?

Контрольные ответы:

Павел Рябиков

В "Яндексе" все же, замечу я, преобладают заголовки типа "Сотрудник Кавказ-центра получил пять лет за призывы убивать русских". Которые, согласитесь, несколько уточняют ситуацию по сравнению с заголовком BBC. В плане "кого" и "за что". Можно было бы и дальше в подобном ключе углублять смысл новости - "Журналист сел на пять лет за правду о чеченской войне" или "Пособник кровавых убийц русских детей и женщин отделался пятью годами".

Атеизм советского извода - это, несомненно, религия, обычный языческий культ предков со всеми своими характерными признаками. Но Стомахин получил свой пятерик не за это, а за совершенно конкретные публикации на совершенно конкретном сайте.

На каковом сайте, кстати говоря, новость про это дело озаглавлена: "Перо опять приравняли к штыку". Подписана заметка неким Глебом Эделевым и находится, что характерно, в совершеннейшей ж... сайта. Что не есть хорошо с точки зрения корпоративной солидарности. О том, какие же именно статьи г-на Стомахина послужили основанием для приговора, опять же ни гу-гу Кавказ-центр.

Что говорит мне: а) о невысоком уровне профессионализма его сотрудников; б) о совершенно ничтожном для дела моджахедской пропаганды значении статей г-на Стомахина.

Товарищи из прокуратуры, наверное, сейчас примутся ловить Глеба Эделева. А я так скажу - не туда смотрите, товарищи из прокуратуры. Вот возьмите поисковик "Яндекс" и введите туда словосочетание "Кавказ-центр", вот прямо так, в кавычках, в виде строгого запроса и введите. Ну и какая у нас там первая ссылка? То-то же. Адрес товарищей из "Яндекса" вам, я надеюсь, тоже подсказывать не надо - его легко можно найти в том же "Яндексе".

9000

Судить за стихи, думаю, допустимо в той же мере, что и за прозу. Если в стихах изложить государственную или коммерческую тайну и в таком виде ее незаконно разгласить, вполне можно нарваться. Можно вообразить творческое применение стеганографии - скажем, если автор зашифровал бы информацию в чередовании ямбов и хореев поэмы; сочтет ли суд это "особым цинизмом" или скостит срок за "высокую художественную ценность", не знаю.

Отчего бы прокуратуре интересоваться иными сторонами стихов, не вижу. Литературным критиком можно быть и в нерабочее время.

На контрольные вопросы отвечали предварительные читатели "Заголовков". Пользователи LiveJournal могут присоединиться к сообществу предварительных читателей здесь.

Обсудить | Ознакомиться с чужими мнениями