Сегодня на заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Фрадков отругал Министерство финансов за то, что оно недостаточно эффективно работает в сфере налогового администрирования. Предпосылки для этого были: ситуация с администрированием НДС явно ухудшается. Начисления НДС по внутренним операциям в первом полугодии 2006 года выросли на 47,4%, а вычеты по НДС увеличились на 64,5% (в предыдущие годы средний рост был на уровне 35%). По данным замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, превышение темпов роста вычетов по НДС над начислениями налога в первом полугодии 2006 года составило 5,1%, в то время как в 2005 году это превышение составляло всего лишь 1,6%. Объем возврата средств по требованиям недобросовестных плательщиков НДС составляет примерно 30 млрд рублей.
"Надо сделать выводы: плохо мы работаем в этой сфере, и аналитики плохо работают, и координация плохая, и Минфин, как мне кажется, явно недорабатывает", -- сказал Фрадков. Премьер попросил министра финансов Алексея Кудрина более эффективно работать над вопросами налогового администрирования с представителями налоговых, правоохранительных и таможенных служб, а также провести дополнительную работу в министерстве.
В Минфине же ответ Фрадкову был готов. Сергей Шаталов предложил три меры по исправлению критической ситуации. Первая мера -- введение специальной регистрации налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС. Вторая -- введение так называемой системы НДС-платежей, в соответствии с которой суммы НДС будут введены в основное поле платежного поручения на уплату налогов (то есть планируется выделять сумму НДС в таможенных платежах, сейчас она идет скопом -- таможенные пошлины и НДС). И наконец, третья мера -- создание системы контроля ввоза и вывоза товаров за пределы Российской Федерации, которая позволит налоговым органам оперативно получать информацию от таможенных органов об экспортированных товарах.
Кому будет разрешено зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС, пока еще точно не известно. В Минфине говорят, что критериями отбора могут стать объем выручки, облагаемый налогом, и стаж компании как плательщика НДС. "Скорее всего, еще будут учитываться контрагенты компании и ее добросовестность", -- добавляет заведующий лабораторией Института экономики переходного периода Илья Трунин.
По мнению экспертов, все это приведет к проблемам, прежде всего в малом и среднем бизнесе. «Предлагаемая система регистрации станет большим бременем для небольших компаний и в целом проблему администрирования НДС не решит. Небольшим компаниям сложней будет доказывать свою добросовестность, чем крупным, которые давно работают на рынке. Их будут гораздо больше проверять, к ним будет гораздо больше претензий, и у них гораздо больше шансов оказаться вне рядов зарегистрированных в качестве налогоплательщиков НДС. Они не будут платить НДС и, соответственно, получать его к вычету, а значит, и покупатели их товаров не смогут принимать в зачет НДС», -- говорит руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Естественным образом это приведет либо к увеличению стоимости продаваемой продукции, либо к тому, что с такими компаниями никто не захочет работать. Ведь если в цепочке поставщиков окажется компания, которая не будет зарегистрирована, то ее покупателю не вернут НДС, и ему придется увеличить стоимость товара на эту сумму, что приведет к росту цен, замечает замдиректора судебного департамента "ТНК-ВР Менеджмент" Эдуард Годзданкер.
К тому же выборочная регистрация обернется серьезной коллизией, полагает Илья Трунин. Ведь закон обязывает всех платить НДС, а получится, что не всем это разрешат. В чьих интересах тогда будут действовать налоговые органы, непонятно.
Нововведение также может оказаться взяткоемким, сетуют предприниматели. Возникнет бизнес на продаже регистрации. «Система регистрации налогоплательщиков используется широко в мире для облегчения жизни малого бизнеса, который может таким образом не платить НДС, но в России уже есть упрощенка и вмененка», -- недоумевает Трунин.
Другая мера -- контроль за ввозом и вывозом товаров -- может обернуться вообще остановкой возмещения НДС. Предполагается создать информационную систему, которая будет отслеживать движение НДС по всей цепочке. «Как это работает, мы видели на примере ЕГАИС, причем, в отличие от подакцизной продукции, платежей НДС гораздо больше, -- говорит Трунин. -- Подобную систему пытались использовать в Южной Корее в 80-х годах, но отказались, потому что вал информации был очень большой и несоответствия возникали из-за технических ошибок и несовершенства системы. Опыт ЕГАИС показал, что такая система и сейчас мало пригодна для применения».
"Подход подразумевает введение сплошного контроля, но практика показывает, что выборочный контроль всегда намного эффективнее. На первом этапе следует выявлять риски, налогоплательщиков, риск недобросовестности которых высок, и проверять их, вместо того чтобы проверять всех", -- считает Трунин.
А Дворкович считает, что создание новой системы контроля -- это публичное заявление о несостоятельности всей действующей системы: «Система контроля за ввозом и вывозом товаров у нас существует -- это таможенная служба. Для меня новость, что такой системы нет. Это означает, что налоговая и таможенная службы не способны сегодня осуществлять координацию между собой с помощью имеющихся инструментов».
По мнению Дворковича, все вышеперечисленные меры повысят собираемость НДС только на 5%. Гораздо эффективнее, по его мнению, было бы заменить НДС на налог с продаж.