Крупнейшие риэлтерские структуры Красноярска подписали меморандум, которым регламентируются методы ведения борьбы с конкурентами. По мнению специалистов, его появление знаменует новый этап развития регионального рынка риэлтерских услуг.
Как сообщал ранее "Эксперт Online", к идее создания такого документа участники рынка пришли примерно два месяца назад, тогда и началась его подготовка. По последним данным, в Красноярском крае существует около 200 мелких риэлтерских структур. Борьба между ними зачастую идет на грани фола. Такая ситуация не могла устраивать крупных игроков, многие из которых существуют уже второй десяток лет. Именно они в первую очередь были заинтересованы в установлении некоего статус-кво на рынке. Крупные фирмы могут не бояться за свое будущее, однако неспортивное поведение более мелких фирм выходит боком и для них: клиент теряет доверие к риэлтерству как таковому, не разбирая, кто ведет себя порядочно, а кто нет.
"Рынок стремится жить по новым условиям. Может быть, это прозвучит чересчур пафосно, но я скажу, что он наконец-то проникся идеей добропорядочности, -- заявил "Эксперту Online" директор агентства недвижимости "Аревера" Константин Попов. -- Еще несколько лет назад картина в крае была совсем другой. Подписание меморандума доказывает, что теперь все изменилось".
Конференция участников краевого рынка риэлтерских услуг состоялась еще 21 ноября и собрала все крупнейшие фирмы (44 компании), которые работают в регионе. К меморандуму присоединились 42 агентства. Подписывая меморандум, фирма обязуется повышать рабочую подготовку агентов через добровольную сертификацию своих сотрудников, не подрывать имидж других агентств, "бережно относиться к договорным отношениям и эксклюзивному договору, не совершать попыток расторжения данных договоров и переориентации клиента на работу с иным агентством, в том числе предоставляя более низкие тарифы на свои услуги". Специальных санкций против нарушителей , очевидно, документ не предусматривает. Его разработчики уверены, что сам факт присоединения к договору обяжет фирму вести себя корректно.
"Для рынка это, безусловно, прорыв, -- считает директор краевого Союза риэлтеров Анжелика Югрина. -- Имидж -- один из самых важных аспектов деятельности, но ему в последние годы наше сообщество не уделяло должного внимания. На протяжении последних пяти лет, когда рынок шел в гору, но было отменено лицензирование риэлтерской деятельности, кто угодно мог стать риэлтером. Число случайных людей в этой сфере выросло. В результате сегодня профессия не считается престижной. Мы не хотим, чтобы о риэлтерском бизнесе в Красноярске говорили негативно. И поэтому мы призываем в первую очередь самих риэлтеров: не создавайте себе проблем на будущее. Тем самым вы обезопасите себя от множества возможных проблем и больших разочарований в профессии. Мы стараемся сделать риэлтерский бизнес цивилизованным".
"Новая роль риэлтера заключается в том, что он перестает быть человеком-техником, просто предоставляющим прайсы, показывающим квартиры и собирающим документы. Он становится координатором, коммуникатором, переговорщиком, то есть многопрофильным специалистом в своей сфере", -- считает директор ООО "Институт жилищных инвестиций" Андрей Тарасичев.