От Тома Стоппарда до Джеймса Бонда

Андрей Борзенко
29 ноября 2006, 20:03

В Москве открылась 8-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Поскольку проблемы чтения в последнее время становятся предметом обсуждения на государственном уровне, Non/fiction тоже пытается определить свою роль в глобальных процессах, оставаясь при этом мероприятием «для своих»

Традиционно насыщенный литературными событиями последний квартал года в 2006-м стал еще и своеобразной прелюдией к году следующему, который в России, как известно, объявлен Годом чтения. Национальная программа поддержки и развития чтения, обнародованная на днях в Санкт-Петербурге, станет одной из тем обсуждения на нынешней ярмарке. При этом нельзя сказать, что это специально предусмотрено расписанием мероприятий Non/fiction, просто нет более подходящего места для погружения проекта в «питательную среду». Авторам программы, которая скоро будет представлена на рассмотрение правительства, не приходится ждать от участников ярмарки чрезмерного пиетета, что на стадии перехода от теории к практике исключительно полезно.

Закончив с глобальными темами, перейдем к частностям. Как и любое светско-интеллектуальное событие такого масштаба, Non/fiction №8 обещает традиционную смесь торжеств по случаю вручения той или иной премии и новых знакомств и презентаций. Премиальные мероприятия начались со своеобразной after party «Большой книги» -- встречи финалистов самой юной и денежной книжной премии с читателями. Обладатель второго приза Александр Кабаков рассказал собравшимся о том, как ему трудно продолжать работать после получения премии и как он рад, что в случае с его книгами оценка широкого жюри совпала с мнениями экспертов. Кстати, писателю пришлось проходить обязательную для всех посетителей процедуру регистрации. Дело в том, что в этом году организаторы решили изучить свою клиентуру с точки зрения возрастной, социальной и профессиональной принадлежности. Каждому гостю предлагалось предоставить о себе соответствующие данные, и никакие регалии не позволили лауреату «Большой книги» избежать вопросов типа: «Откуда вы узнали о нашей ярмарке?»

Дальше премии начали уже вручать, а не вспоминать. Газета «Книжное обозрение» в очередной раз раздала премии «Человек книги». Профессиональных наград удостоены: в номинации «Лучший руководитель издательства» -- Сергей Макаренков («РИПОЛ Классик»); "Лучший главный редактор" -- Александр Бисеров («У-Фактория»); "Лучший руководитель книготоргового предприятия" -- Лариса Юдина (дом книги «Медведково»); "Лучший редактор серии" -- Игорь Лазарев («ЭКСМО»); "Лучший художник книги" -- Валерий Калныньш («Время»). Премию «За вклад в индустрию» получил советник главы Роспечати Владимир Григорьев.

Первого декабря на Non/fiction будет вручена премия Андрея Белого (номинации «Поэзия», «Проза», «Гуманитарные исследования» и «За особые заслуги в развитии русской литературы»). Кроме того, своих героев найдут премии имени Мориса Ваксмахера (за лучший перевод с французского) и Поля Леруа-Болье (за лучшее русское исследование о Франции) и вручаемые впервые «Бизнес-книга» (за переводные и оригинальные издания в области деловой литературы) и «Букбери» (за лучший дизайн).

Главным из восьми специальных проектов выставки в этом году станет фестиваль израильской книги. В его рамках пройдут встречи с писателями Меиром Шалевом, Светланой Шенбрунн, Рои Хеном и другими, а также несколько "круглых столов" и организованная проектом «Эшколь» дискуссия о еврейском книгоиздании.

Коротко о разном: издательство «Европа» проведет "круглый стол" под интригующим названием «Общественная палата РФ и книгоиздание», а глава фонда «Прагматика культуры» Александр Долгин познакомит читателей со своей книгой «Экономика символического обмена». Музыкальные критики и менеджеры обсудят проблемы современной музыки, а издательство НЛО как нельзя кстати представит серию «Кумиры нашего детства» и ее первую книгу -- о Джеймсе Бонде.

Наконец, главной приманкой для интеллектуалов станет встреча с зачастившим в Россию английским драматургом Томом Стоппардом и презентация его трилогии «Берег утопии».

Других звезд планетарного масштаба на Non/fiction не предвидится, что ничуть не помешает ярмарке называться одним из главных культурных событий в жизни страны. Благо концентрация людей с высшим гуманитарным образованием на ней, наверное, выше, чем на любом другом массовом мероприятии.