Концессия станет реальностью

9 ноября 2006, 10:53

Сегодня будет дан старт первому в истории современной России концессионному конкурсу на строительство платной автодороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Заявки от инвесторов Минэкономразвития будет принимать до 15 января 2007 года, а победителя конкурса объявит только в июне следующего года. После этого еще два месяца уйдет на подготовку и заключение концессионного соглашения о строительстве дороги и ее последующей эксплуатации на 30 лет.

Данный конкурс, без всякого сомнения, станет прецедентом. Несмотря на то что концессии как форма партнерства власти и бизнеса, используемая для развития общественной инфраструктуры, вовсю применялись в царской и даже советской России (правда, в СССР -- всего до 1930-х годов), в современной истории государство долго не могло поверить в эффективность этого механизма. Все изменилось несколько лет назад, когда, с одной стороны, состояние социальной инфраструктуры (дорог, объектов тепло- и водоснабжения и т. д.) дошло до ручки, с другой -- у государства появились деньги для больших инвестиций. Кроме того, концепция социальной ответственности бизнеса плавно переродилась в форму частно-государственного партнерства. И стало очевидным, что для эффективного партнерства нужны специальные механизмы. В 2005 году был принят закон о концессиях, который разрешил использование этого инструмента в 14 различных сферах деятельности. Однако с тех пор правительство смогло утвердить только один вариант типового соглашения с инвестором -- в сфере дорожного строительства.

Проект ЗСД также имеет давнюю историю и, кроме того, является жизненно важным для северной столицы. Общая стоимость строительства ЗСД превышает 80 млрд рублей. Предполагается, что около 50% этих средств вложит концессионер, около 34% будет направлено из Инвестиционного фонда России, остальное выделит бюджет Санкт-Петербурга. Трассу протяженностью 46,4 км планируется построить к 2010-2011 годам. Она существенно изменит транспортные потоки на Северо-Западе России, поскольку свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами на трассы в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос ЗСД составит шесть--восемь, транспортных развязок будет постороено 15, а расчетная скорость движения по трассе составит 120 км/ч. Кроме того, ЗСД станет первой полностью платной автодорогой в стране. Планируется, что проезд легковых автомобилей будет стоить в среднем 100 рублей, грузовых -- 150-300 рублей. По словам министра транспорта Игоря Левитина, система оплаты будет гибкой -- в зависимости от времени суток и веса автомобилей.

ЗСД не единственный транспортный проект, реализуемый в Санкт-Петербурге. В 2008 году должен состояться запуск альтернативной кольцевой дороги вокруг города. Кроме того, северная столица подала заявку на конкурс проектов, финансируемых из Инвестфонда России, на господдержку строительства Орловского тоннеля под Невой, который позволит решить в Петербурге проблему разводных мостов.