Аlitalia выходит из пике

Евгений Уткин
11 декабря 2006, 14:21

Правительство Италии решилось продать часть своей доли в национальной авиакомпании Alitalia, причем обещает это сделать совершенно прозрачно

Еще недавно премьер-министр Италии Романо Проди сравнивал ситуацию национального авиаперевозчика со «свободным падением без парашюта». В качестве парашюта называлось возможное партнерство с иностранными компаниями, причем ходили слухи о заинтересованности как экзотических компаний Таиланда и Эмиратов, так и соседей Air France-KLM. Романо Проди и Жак Ширак даже специально обсудили вопросы возможного партнерства между двумя авиакомпаниями на встече в Лукке (город под Пизой) 24 ноября. Но гендиректор Air France Жан-Сирил Спинетта, зная об удручающем положении своего соседа, выдвинул совершенно жесткие и неприемлемые для Alitalia требования: сокращение межконтинентальных рейсов (именно они приносят наибольшую выгоду), переориентация дальних рейсов на транзит через аэропорты Парижа и Амстердама, сокращение общего числа самолетов и персонала. Все это превращало итальянскую компанию в падчерицу французского гиганта.

А если вспомнить о незавидном приданом, около 300 млн евро долгов в год (и это не только последний, неудачный, год: эксперты подсчитали, что с 1995 года Alitalia потеряла эколо 3 млрд евро!), и о строгом отце (итальянское правительство контролирует 49,9% капитала), то рассчитывать на удачный и равный брак можно было только в грезах непутевой невесты.

Чтобы не оставить Alitalia совсем в девицах (что привело бы к медленной смерти) и привлечь потенциальных женихов, министр экономики Томмазо Падоа-Скьеппа заявил в декабре о продаже по крайней мере 20% госпакета. А на днях правительство пошло на беспрецедентный шаг – оно объявило о продаже не менее 30,1% акций. Цифра 30,1 не случайна – по закону, купив 30,1% акций, инвестор обязан предложить всем акционерам, включая миноритарных, выкупить их акции на тех же условиях. С одной стороны, это гарантирует интересы миноритариев, с другой стороны, допускает к продаже только серьезных претендентов с большими финансовыми запасами (ведь может оказаться, что им придется купить до 100% компании). И наконец, это подогревает интерес и самих инвесторов  -- ведь им дается реальный шанс получить полный контроль.

 pic_text1

Президент Confindustria (Союз промышленников Италии) Лука Кордеро ди Монтедземоло так комментирует возможную ситуацию: «Могут потребовать купить 80--100% компании, да еще инвестировать потом в обновление парка самолетов. Только камикадзе сделал бы это, если ему не дать реальный контроль над компанией».

Правительство в лице Томмазо Падоа-Скьеппа (именно его министерству и принадлежат 49,9% акций Alitalia) обещает, что продажа состоится в виде открытого конкурса, условия которого будут опубликованы в итальянских и мировых деловых газетах до конца этого года. Для проведения конкурса министерство экономики в течение ближайшей недели выберет консультанта: оно уже разослало около двух дюжин официальных приглашений возможным советчикам.

Кроме этого министр экономики раскрыл основные принципы конкурса: прежде всего -- надежный бизнес-план и только потом -- количество денег за акции. Инвестор должен гарантировать покрытие всей территории Италии, сохранение названия и имени, должный уровень и число персонала.

Среди экспертов больше всего вопросов вызывает последний пункт. «Если ты покупаешь компанию, то тебе нужно дать право на такие непопулярные меры, как возможная "рационализация" (на Западе нашли, как им кажется, это более красивое слово, которое попросту означает увольнение) персонала». Некоторые думают, что привлечь на таких жестких условиях будет некого.

Но интерес к национальному авиаперевозчику уже есть. Это видно по косвенным признакам. Некоторые инвестбанки, которым предложили участвовать консультантами по проведению конкурса, отказываются на основании  возможного «конфликта интересов», так как они уже собираются помогать своим клиентам как возможным покупателям».

Сигналы интереса поступают и от итальянских инвесторов. Карло Тото, президент итальянской авиакомпании AirOne (кстати, с чудесным именем: кроме очевидного английского по-итальянски «Airоne» означает «журавль», он и на бренде этой компании) заинтересован в покупке. И хотя он и по продажам, и по персоналу уступает раз в десять Alitalia (1449 человек против 20000), но, договорившись с каким-нибудь фондом, мог бы осилить эту сделку. Ходят слухи и о желании фонда Management&capitali итальянского бизнесмена Карло Де Бенедетти.

Это было бы тайной мечтой многих политиков. Президент нижней палаты итальянского парламента, экс-лидер коммунистов Фаусто Бертинотти открыто заявляет: «Alitalia должна остаться итальянской». Несмотря на различные лоббистские течения, правительство заявляет, что конкурс проведут по-итальянски, открыто и честно.

Но кто бы ни купил Alitalia, им придется иметь дело с профсоюзами. По итальянскому трудовому законодательству, очень трудно «рационализировать» персонал. Приходится платить большие деньги, иногда одну-две годовые зарплаты. Пока же профсоюзы Alitalia объявили о забастовке 15 декабря.

Итак, Alitalia выходит из пике. Но хватит ли у нее топлива, чтобы продолжить полет и успешно приземлиться на «частный» аэродром – увидим в следующем году.