В 2003 году блок «Родина» прошел в Госдуму, и необходимость в Конгрессе автоматически отпала, -- «политик федерального масштаба» Рогозин голодал в парламенте, убирал с улиц Москвы арбузные корки и блистал с телеэкрана.
Теперь, после смещения со всех значимых постов, а главное, после трансформации «Родины» в «Справедливую Россию», шансов вернуться в большую политику у Дмитрия Олеговича маловато. И он все пытается решить, то ли идти на Кремль с шахматной доской Каспарова, то ли опять ждать…
У входа в довольно небольшой конференц-зал, романтично украшенный фотографиями всевозможных мировых достопримечательностей, толпился народ. Делегаты пытались зарегистрироваться, журналисты – протиснуться внутрь, а заодно и сфотографировать делегатскую очередь, а бойкие сотрудники издательства «Алгоритм» -- сбыть свою печатную продукцию. Особой популярностью, естественно, пользовался «враг народа» -- полный депутат, приехавший откуда-то из региона, вначале взял три штуки рогозинских мемуаров, а потом вернулся, добыв, видимо, денег, и приобрел еще пачку. Молодежь покупала патриотические майки.
-- Все размеры есть, активно детям берут, -- улыбался юноша, с груди которого сурово смотрел царь Александр III, -- мы в такие, где «Слава России» написано, даже целый класс нарядили, отличная фотография есть, жаль, я забыл принести.
Радовали глаз и редкие «русские общинники» в примотанных к ушам бельевой резинкой очках и «общинницы» в тюрбанах, более всего напоминающих зеленые махровые полотенца. Явились на съезд и православные хоругвеносцы -- без хоругвей и даже, что несколько удивляло, без лохматых шапок, но с полным ассортиментом значков, крестов и орденов. Среди гостей наверняка имелся как минимум один верховный правитель России, а уж спасителей отечества – не менее десятка. Впрочем, это издержки подобных мероприятий.
Главной темой съезда, собственно, и должно было стать возрождение КРО и утверждение его руководящих органов. «Наша первая и главная акция на ближайшее время – регистрация в Министерстве юстиции, -- отметил Дмитрий Рогозин, -- и надо, чтобы комар носа не подточил». В целом, утверждение руководящих органов выглядело довольно скучно: Рогозин называл фамилии людей, люди в зале лениво поднимали руки, кто с синей карточкой для голосования, а кто просто с билетиком метро, Рогозин объявлял о принятом решении. Единогласно, по всем вопросам.
В руководство КРО был включен и Александр Поткин. Выступающие звали его попеременно то Поткиным, то Поткиным-Беловым, и лишь под конец определились с тем, что лидер ДПНИ все-таки Белов. Вхождение борца с нелегальными мигрантами в состав КРО сенсацией не стало. Еще месяц назад Рогозин и Белов открыто заявили о своих планах превратить Конгресс в эдаких «правозащитников наоборот» -- вместо абстрактных прав человека встать на защиту прав русских людей. Рогозину нужны люди, Белову – легализация; что сказать – идеальная пара.
«Наша задача -- заставить власть вернуть доверие к собственному народу», -- довольно аккуратно прокомментировал «Эксперту Online» происходившее на съезде сам Александр Белов, сразу оговорившись, что никакого объединения ДПНИ и КРО не будет, просто у организаций «общие идейные позиции по многим вопросам», и сотрудничество должно быть плодотворным для обеих сторон.
Введя в состав руководящих органов Белова, Рогозин окончательно попрощался со своим старым товарищем Сергеем Глазьевым. Те три года, которые Конгресс провел в небытии, его руководителем числился именно Глазьев, и 9 декабря он должен был передать руководство Рогозину. Но Сергей Юрьевич как-то слишком вовремя заболел, отключил мобильный телефон и попросил Рогозина передать свои самые благие пожелания съезду. Кто-то моментально пошутил про «дипломатическую свинку» -- новую хворь, которая валит с ног всех, кто боится в ответственный момент появиться перед публикой. Если Рогозину в некотором роде терять уже нечего, то Глазьев, судя по распространяющимся слухам, по-прежнему не против сотрудничества со «Справедливой Россией», хотя бы в рамках разработки ее идеологической программы. Глазьеву нужна не просто популярность, для него важнее депутатское кресло. СР такой шанс дает, КРО – едва ли.
Пожалуй, перестановками в руководстве содержательная часть и ограничилась -- ничего запоминающегося ораторы не выдали. Даже Александр Белов, и тот не стал вдаваться в привычные конспираторские рассуждения касательно настоящих фамилий некоторых кремлевских чиновников, ограничившись чтением русского варианта «молитвы скинхеда», 18 слов о превосходстве белой расы. А Николай Курьянович и вовсе зачитал стихотворение какого-то «сибирского патриота». «В сокращении», -- сразу оговорился депутат, и это не могло не радовать. В целом же риторика выступающих была скорее оппозиционной, нежели националистической. «Сейчас националистическая идеология становится практически неотделима от оппозиционности, это закономерный процесс», -- заметил «Эксперту Online» политолог Станислав Белковский, также приглашенный на съезд. На входе всем делегатам был роздан сборник статей с говорящим названием «Кремлядь», а один из членов оргкомитета «Русского марша» поделился информацией: не так давно свою подпись под заявлением о запрете марша дезавуировал один из руководителей «Объединенного гражданского фронта» Георгий Сатаров, о недопустимости притеснения русских высказались многие яблочники и активисты демократических молодежных движений. «На следующей неделе мы собираемся встречаться с Каспаровым и обсуждать перспективы нашего участия в Марше несогласных», -- отметил наш собеседник. Столичные власти уже запретили намеченное на 18 декабря оппозиционное шествие, однако оппозиционеры все равно намерены выйти, и националисты вполне могут к ним присоединиться. Но это инициатива снизу.
Сам Рогозин пока ни о каком участии в каспаровском марше не говорит. Несмотря на сотрудничество с Беловым, несмотря на все свои оппозиционные выпады, Дмитрий Олегович не теряет надежды так или иначе вернуться в число системных политиков. Уже на брифинге Рогозин отметил, что хотя решение о преобразовании КРО в политическую партию не принимается, этот вариант исключать не стоит. «Я считаю выборы по нынешнему состоянию дел фикцией, профанацией и игрой шулеров. Я в эти игры не играю. Предел моей гибкости был достигнут в марте 2006 года, дальше я не гнусь», -- заявил экс-родинец журналистам. Но тут же отметил, что можно заставить провести честные выборы. Если же КРО не зарегистрируется к следующим выборам как партия, «в этом случае, возможно, наши представители возьмут в качестве партнеров какую-то партию, и мы наполним ее список нашим содержанием», -- пояснил Рогозин. «Мы чувствуем себя в некотором роде «невестой на выданье», -- улыбнулся он.
Действительно честное заявление.