Владельцы «ЕвроХима» и МДМ-Банка Андрей Мельниченко и Сергей Попов разделили между собой две общие компании. Андрей Мельниченко станет единственным конечным владельцем «ЕвроХима», а Попову достанется доля Мельниченко в МДМ-Банке – всего 90%, 10-процентную долю в капитале МДМ-Банка приобретет Мартин Андерссон, член Комитета по стратегии МДМ-Банка.
В компаниях объясняют сделку просто: наличие у компаний одного основного инвестора поможет обеспечить четкий фокус на долгосрочные цели и в конечном итоге стать лидирующими компаниями; МДМ-Банку -- частным банком в России номер один, а «ЕвроХиму» -- лидером агрохимического бизнеса, говорится в пресс-релизе компании. «Если основным акционером будет один человек, то он приложит максимум усилий для того, чтобы сделать компанию лидером, это же и чисто психологическая вещь – с большим усердием хочется развивать только свое детище, -- разъясняет PR-консультант Мельниченко Владимир Мельников. – Сфокусировавшись на чем-то одном, можно достичь лучших результатов».
Но экспертам такое объяснение кажется слишком натянутым. «И МДМ-Банк, и "ЕвроХим" развиваются и так чрезвычайно успешно, -- говорит аналитик Банка Москвы Ольга Веселова. -- "Еврохим" с 2001 года набирает обороты – оборот по 2005 году -- 1,9 млрд долларов, суммарная реализация продукции -- больше 25 млн тонн. Это лидер отрасли, IPO которого с нетерпением ждут инвесторы». «Не менее динамично развивается и МДМ-Банк, -- отмечает аналитик Банка Москвы Кирилл Тремасов, -- он уже долгое время удерживает лидирующие позиции в рейтинге ТОП-10». Тем более это объяснение не согласуется с тем, что сделка по обмену активами между Андреем Мельниченко и Сергеем Поповым не включает крупнейшую в России угольную компанию – СУЭК: Мельниченко и Попов остаются ее акционерами на паритетной основе.
Помощник Мельниченко г-н Мельников и этот факт объясняет очень просто: акционеры решили, что они оба отлично знают угольную отрасль и этот проект выиграет от их синергии. «Решение оставить СУЭК, как прежде, не означает того, что акционеры о чем-то не договорились», -- утверждает Мельников. По его мнению, еще одна причина сделки заключается в том, что Андрей Мельниченко уже реализовал себя как банкир в полной мере и решил более полно реализовать себя в качестве владельца химкомбината. «Действительно, -- отмечает Веселова, -- кроме совладельца "ЕвроХима" ни в каком другом проекте химической отрасли Мельниченко себя не пробовал».
Эксперты называют также и еще одну причину – весной будущего года будет утверждена концепция дальнейшего развития «ЕвроХима» -- компания намерена либо провести IPO, либо продать часть стратегическому инвестору (и то и другое в размере около 15%). Для того чтобы стать публичной, компания и ее акционеры должны быть полностью открытыми, а прошлое Сергея Попова не афишируется. Известно лишь, что г-н Попов в середине 1990-х годов работал трейдером в малоизвестной металлоторговой компании на Урале. Поэтому для IPO выгоднее, чтобы акционером был Мельниченко. Правда, такую версию Мельников отрицает. Да и как показывает опыт IPO других российских компаний, западные спекулянты редко интересуются происхождением капитала отцов-основателей эмитента.
Так или иначе, выиграет от сделки Мельниченко. Предположительная оценка стоимости «ЕвроХима» – 3,41 млрд долларов, капитал МДМ-Банка -- порядка 1 млрд, но с учетом того что банки торгуются сегодня с повышенным коэффициентом, МДМ-Банк может быть оценен в 3 млрд, оценивает Веселова. Таким образом, выигрыш Мельниченко составил около полмиллиарда долларов. Почему же Попов согласился на такой обмен? Вероятно, он знал о таких расчетах. Но именно Мельниченко осуществлял реальное руководство в группе МДМ, скорее всего, он доказал свое право взять себе более перспективный и доходный бизнес.