Дележка трубы

Екатерина Шохина
22 декабря 2006, 19:21

Законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте» не вдохновляет частные компании на инвестиции в строительство трубопроводов. Видимо, «Газпрому» и «Транснефти» придется продолжать делать это на свои деньги. К тому же эксперты опасаются, что государство захочет получить долю в частных трубопроводостроительных компаниях.

Госдума подготовила ко второму чтению, которое состоится 10 января будущего года, проект закона «О магистральном трубопроводном транспорте». Он разрешает частным компаниям становиться собственниками магистральных газопроводов, но только вместе с государством. Согласно законопроекту, собственник трубопровода должен быть образован в виде открытого акционерного общества (ОАО). Правительству должно принадлежать не менее 50% акций плюс одна голосующая при строительстве газопровода и не менее 75% акций при строительстве нефтепровода.

Разрабатывал законопроект комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи, свои предложения также вносил «Газпром».

Сегодня, согласно действующему закону, магистральные газо- и нефтепроводы находятся в собственности государства.  В частной собственности всего три немагистральные трубы. Первая - протяженностью свыше 700 км, построенная на средства консорциума иностранных компаний в рамках проекта «Сахалин-2». Вторая - трубопровод международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Еще одна частная труба принадлежит ТНК-ВР на Ковыкте.

Закон должен порадовать госкомпании - «Газпром» и «Транснефть». Им нужны инвестиции в строительство трубопроводов, и таким образом они их теоретически могут получить. «Для "Газпрома" это снижение инвестиционной нагрузки. А инвестиции ему требуются большие: во-первых, для строительства Северо-Европейского газопровода – 11,5 млрд долларов, во-вторых, для строительства газопровода в Китай из Восточной Сибири (пока этот проект на стадии обсуждения, его стоимость точно не определена), в-третьих, для строительства второй ветки “Голубого потока”", - рассуждает аналитик «Велес Капитала» Михаил Зак. «Газпром» недавно уже принял свою программу развития газовых мощностей, где предоставляет возможность инвестировать независимым операторам в строительство труб», - отмечает Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект». По его мнению, в нефтянке ситуация с трубопроводами менее острая. «Объем транспортных мощностей по нефти пока несколько превышает объем ее добычи. Строительство нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО) удовлетворит все потребности в транспортировке нефти из Восточной Сибири, поэтому сейчас проблема не столь актуальна. Однако, возможно, «Транснефть» захочет привлечь частных инвесторов софинансировать ВСТО вместо того, чтобы брать кредиты на это", - говорит Мангилев. По оценкам специалистов "Транснефти", стоимость работ только по первому этапу ВСТО составит 6,6-7,9 млрд долларов. Однако уже сейчас частных акционеров «Транснефти» государство из компании выживает. Например, весной Генпрокуратура возбудила уголовное дело по привилегированным акциям «Транснефти»  - их 25%, и ими владеют частные лица.

В «Газпроме» от комментариев относительно возможности привлечения частных инвесторов к строительству трубопроводов отказались. «Пока это преждевременно обсуждать, поскольку окончательная версия законопроекта не сформирована», - сообщила «Эксперту Online» пресс-секретарь «Газпрома» Татьяна Голубович.

Казалось бы, доступ к строительству труб может быть интересен самим частным компаниям. «Уже сейчас, многие независимые производители нефти и газа сетуют на то, что существующая система трубопроводного транспорта не позволяет наращивать объемы добычи», - говорит президент группы «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. "Этот закон гарантирует права независимых операторов газового рынка на транспортные мощности", - уверяет Мангилев. «Если нефтегазовым компаниям дадут возможность не просто строить нефтепроводы и вкладывать в них деньги, но еще и влиять на вопросы поставок нефти и газа, то они будут заинтересованы в инвестировании в трубу», - считает Зак. Основным претендентом на участие в строительстве трубы он называет ТНК-ВР. Ведь эта компания остро нуждается в решении проблемы транспортировки газа с Ковыктинского месторождения в Китай.

Но сами частные добывающие компании очень прохладно относятся к предлагаемой им возможности.

«Конечно, хорошо, если такая возможность появится, может быть, в будущем это пригодится, но сейчас необходимости принимать участие в строительстве труб у нас нет. Проблем с допуском к трубе у нас не существует" – сообщил «Эксперту Online» пресс-секретарь «ЛУКойла» Дмитрий Долгов. Аналогичного мнения придерживаются и в ТНК-ВР. «Наша компания нефтяная и газовая, мы не претендуем на роль строителя трубопроводов. Мы считаем, что и "Транснефть" и "Газпром" прекрасно в этой области работают. И мы не рассматриваем эту часть как экспансию для нашего бизнеса - не хотим войти в трубопроводный бизнес», - говорит пресс-секретарь ТНК-ВР Марина Драчева. К тому же, поскольку контрольный пакет акций в строительной компании будет принадлежать государству, оно вряд ли разрешит доступ в нее компании, которую «Газпром» упорно пытается выжить с Ковыктинского месторождения.

Эксперты также опасаются, что новый закон ударит по частным компаниям, строящим сегодня частные трубопроводы, например Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Его нынешняя мощность — только четверть от проектной, и российские чиновники могут поставить расширение КТК в зависимость от увеличения доли государства в его капитале.

«Завтра соберется государственная комиссия и скажет: "Этот участок трубопровода считать магистральным". Такой закон даст государству возможность диктовать условия частным нефтегазовым компаниям, и конечно, последние от этого не выиграют», - огорчается Александр Москаленко.