Парад «культуристов»

Москва, 06.12.2006
Ведущие розничные игроки рынка электроники спешно снимают со своих прилавков технику Panasonic. По их словам, они устали от "серых" схем, которые исповедуют менеджеры российского представительства японской компании. Между тем значение масштабной совместной акции иное: с одной стороны, российский ритейл так нервозно реагирует на экспансию иностранных игроков, а с другой -- играет мускулами перед ведущими производителями электроники

«Я поначалу думал, может, это философия бренда у них такая? Может, мы чего-то недопонимаем? У нас капитализм вроде совсем недавно в России. Я вот купил и прочитал книжку «Лидерство Мацуситы», написал ее Филипп Котлер, гуру-маркетинга настоящий. И я понял, что все на самом деле не так! Компания во всем мире всегда была очень гибкой, чутко реагировала на нужды и мечты своих покупателей и партнеров. А в России? У нас это кооператив «Калитка». Нас пытаются задвинуть под одного из своих карманных дистрибуторов. Это вообще очень удобная система -- иметь дистрибуцию по семейному принципу. По моему личному мнению, там все менеджеры в доле либо на откатах сидят! Мы не можем работать с компанией, которая повернута к легальному рынку своей задней частью, а покупатель не станет брать технику в ПБОЮЛ «Какашкин» на заднем дворе какого-нибудь радиорынка» -- такую бурю, настоящий всплеск эмоций вызывает сегодня у Евгения Чичваркина, руководителя и совладельца розничной компании «Евросеть», российское представительство компании Panasonic.

Евгению Чичваркину не впервой в сердцах проклинать того или иного производителя, в своих рекламных роликах «Евросеть» искренне признавалась: «Мы парим наших поставщиков, чтобы они продавали нам свои трубки дешевле". И «парили» всегда от души и «со стоном»: в прошлом году Чичваркин выпустил от своего имени письмо о взаимоотношениях с Samsung, адресовав его всем сотрудникам своей компании. «Евросеть», не удовлетворенная условиями корейцев, объявила бойкот продукции Samsung, Чичваркин приказал всем сотрудникам избавиться от личных телефонов этой марки, а в магазинах отговаривать покупателей от товара корейской компании. «Ребята из московского офиса просто хотят с нами чем-нибудь помериться. Победит, как всегда, здравый смысл – и мы получим нужные нам условия», -- неформально прокомментировали тогда этот конфликт в «Евросети». И Samsung не устоял, теперь известен своей покладистостью. А совсем недавно участь показной порки ждала финскую Nokia, которая не завезла в бутик «Евросети» телефоны Vertu, да и вообще подводила с поставками.

Но на этот раз кровь взыграла едва ли не у всех ведущих ритейлеров. Союз крупнейших продавцов электроники, занимающих порядка 60% рынка, объявил о бойкоте всей продукции компании Panasonic, объяснив это тем, что компания практикует нелегальные схемы ввоза в Россию своей техники. В «военный пакт» вошли «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила» и «Мир». «Panasonic стимулирует ввоз в Россию "серого" и "черного" импорта», -- объяснил свое решение Игорь Яковлев, президент «Эльдорадо». «Иностранные производители должны работать в России так же, как они это делают во всем мире. То есть быть компанией-импортером и продавать свои товары в нашей стране за рубли», -- заявил Александр Зайонц, вице-президент компании «М.Видео».

По словам лидеров нашего ритейла, так давно уже действуют Philips, Braun, Miele, Indesit, Electrolux, Bosch-Siemens, LG и другие крупные производители электроники и бытовой техники. Они сами импортируют свою продукцию в Россию, содержат собственные склады и занимаются логистикой. C Panasonic же продавцы электроники вынуждены метаться в поисках товара, не зная, что делать – выбрать их карманного дистрибутора или искать другие источники товара. «В безвыходном положении мы взяли большую сумму наличных денег, поехали на Савеловский рынок и купили там крупную партию телефонов DECT», -- с печалью в голосе жалуется Евгений Кабанов, гендиректор сети «Мир».

Избавить наших ритейлеров от всех этих проблем призван переход производителей на прямой импорт, когда они берут на себя все трудности по ввозу в Россию своей продукции. «Мы купцы, наше дело заниматься торговлей», -- подхватывает Евгений Чичваркин.

Пока же «Евросеть» вынуждена сама заниматься внешнеэкономической деятельностью. К этому ее вынудил прошлогодний кризис на рынке сотовых телефонов: бесконечные проверки и изъятия трубок со стороны следственного комитета МВД и управления «К» заставили стать импортерами всех крупных ритейлеров мобильного рынка. Сегодня сами импортируют трубки и «Евросеть», и Dixis, и Divizion. Этот факт несколько развенчивает озвученный на пресс-конференции миф о том, что якобы все производители давно сами импортируют свою продукцию в Россию. «Пока что только Samsung и LG открыли в России свои склады, чтобы в начале 2007 года полностью перейти на прямой импорт», -- говорит пресс-секретарь сети Divizion Очир Манджиков. «На сегодняшний день большинство вендоров везут свои трубки только до границы, остальное мы делаем сами, -- рассказывает Татьяна Москалева, директор департамента внешних связей сети Dixis. -- Производители обещают изменить положение в следующем году».

Показательна ситуация с компанией Sony: со слов лидеров нашей розницы, компания «находится в переходном периоде». Эти слова вызвали на пресс-конференции усмешку. Выяснилось, что Sony только привезла в Россию несколько пробных партий и сейчас еще в раздумьях. «Вы зря смеетесь, вот живет Sony в России уже 15 лет. Их офис принимает у нас заказы в электронном виде и договаривается о совместных рекламных бюджетах. Никаких складов, никакой вообще логистики. Они даже не знают, что это такое. А тут прямой импорт, совсем другой, по сути, бизнес. Это непростое решение», -- говорит Евгений Кабанов.

Так что крестовый поход наших ритейлеров на поверку оказывается обычной игрой мускулами. Не все еще производители ввязались во внешнеэкономическую деятельность, и нынешняя акция, по ожиданиям игроков, видимо, поможет склонить колеблющихся в сторону нужного решения. Но есть здесь и второе дно, о котором давно говорят аналитики рынка. Игроки российской розницы откровенно побаиваются прихода западных конкурентов, хотя и заявляют обратное. Подтвердила этот тезис и пресс-конференция. Так, спустя буквально час после ее начала вице-президент «М.Видео» Александр Зайонц срывающимся голосом стал призывать журналистов на сторону российского, а не западного ритейла, мол, розница -- это то, чем гордится любая страна: «Гордость Америки – Wal-Mart, гордость Британии – не демократия, а сеть Tesco». Дальше – больше: «Ребята, ну вы нам тоже помогите! Мы же свои! Мы лучше! И вас лучше понимаем!» «Auchan и Metro, к сожалению, являются основными скупщиками контрабандной продукции. Их ведь как нас не проверяют. Чуть что – сразу политика, включаются их правительства», -- продолжил его слова Евгений Кабанов.

Нервозность наших игроков имеет свое объяснение. Совсем недавно в Москве открыла два своих магазина известная европейская сеть Media Markt, входящая в группу Metro AG. Media Markt -- крупнейшая в своем сегменте сеть, с многомиллиардным оборотом, на долю которой приходится 25-30% европейского розничного рынка бытовой техники и электроники. Открытие всего двух магазинов вызвало у москвичей настоящий ажиотаж и даже очереди – немцы предложили цены в полтора-два раза ниже, чем у российских сетей. Это и неудивительно, ведь во всех городах, куда приходят немцы, они открываются с девизом «самые низкие цены в городе».

Прихода немцев наши сети ждали с опаской. Так, в апреле этого года сеть «Эльдорадо» провела ребрендинг. В ее логотипе теперь используются красный и черный цвета — традиционные для Media Markt. По рынку долгое время бродила информация, что владельцы «Мира» ведут переговоры с немцами, понимая слабость своего положения и желая выйти из бизнеса. Впрочем, если переговоры и были, они завершились ничем.

Что касается демарша российской розницы против Panasonic, то уже высказаны предположения относительно его причин. Именно Panasonic стал тесно сотрудничать с Media Markt, дал согласие на совместную рекламу, а техника компании стоит на прилавках магазинов с беспрецедентно низкими ценами: едва ли не в полтора раза ниже, чем у российских ритейлеров. Сами российские продавцы любую связь своей акции с демпингом Media Markt отрицают. Но решимости им не занимать, у российской розницы уже есть позитивный опыт «игры мускулами». Осенью 2001 года альянс продуктовых сетей «Седьмой континент», «Копейка» и «Перекресток» пригрозил бойкотом своим поставщикам, по их мнению излишне прогнувшимся перед немецкой сетью Metro Cash & Carry, также входящей в Metro AG. И партнеры пошли навстречу российской рознице, пересмотрев свои отношения либо с нашими ритейлерами, либо с самой Metro. По-видимому, того же ждут и продавцы электроники, прощупывая своих партнеров. Гордость Америки, Wal-Mart, поговаривают, тоже хочет в Россию, и к этому Армагеддону надо готовиться.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Хватит бегать!
    Реклама